В историко-краеведческом музее работает выставка «Кирпичная летопись Вязьмы». В экспозиции представлены кирпичи из собрания музея — фигурные, с клеймами, счетными метками и отпечатками. Некоторые из них были произведены в Вязьме или ее окрестностях, другие – в XIX — ХХI веках были привезены в город либо в качестве строительного материала, либо – уже в дар музею.
Казалось бы, что такое кирпич? Строительный материал глубоко утилитарного назначения. Однако именно клейма, метки и отпечатки на изделии делают его носителем и источником уникальной информации об ушедшем времени. Благодаря кирпичам, мы узнаем о владельцах заводов и работавших там мастерах, а локализация находок делает содержательнее историю как самого города, так и отдельных его зданий, заводов и целой отрасли кирпичного производства. Не стоит забывать и эмоциональную сторону. Кирпич рукотворен, хранит тепло рук предков, а иногда и отпечатки этих рук. Кстати, кирпич с отпечатком ладони есть и в коллекции вяземского музея.
Посетители выставки узнают, где у кирпича находится ложок, тычок и постель; что такое счетная метка; кто такой порядовщик. Кроме того, они увидят и зеркальное клеймо. Самый ранний из представленных на выставке кирпич – плинфа XII века, который несколько десятков лет назад поступил в фонды музея из Смоленска. Вероятно, он использовался для возведения какого-то из местных храмов. Также в экспозиции можно увидеть и более поздний, но тоже редкий экспонат – кирпич XVII века с волной на ложке, найденный в ходе археологических раскопок на Соборной горе в 2017 году. Также в экспозиции – кирпичи со счетными метками на тычках и фигурные (фасонные) кирпичи, использовавшиеся в декоре Введенского и Дворцового (Алексеевского) храмов Вязьмы.
При императоре Николае I в 1847 году в России было введено обязательное клеймение кирпича. На выставке представлены одни из самых ранних таких вяземских кирпичей. Это изделие – с крессом в виде клейма (происходит из храма Петра и Павла) и с клеймами «МБ» и «ЛТ» на тычках. На клеймах кирпичей, производившихся на заводах с большим количеством работников, зачастую можно видеть цифры – номер порядовщика, отвечавшего за изготовление определенной партии. По данным на 1894 год, на территории Вязьмы и уезда действовали восемь кирпичных заводов.
Самым простым и частым клеймом в конце XIX - начале ХХ веков было постельное. Оно состояло из двух букв, первая из которых обозначала имя владельца завода, а вторая – его фамилию (например, «С Е» — Сергей Ельчинский). Кирпичи производства завода вяземского купца Сергея Алексеевича Ельчинского были самыми популярными в городе.
Это был один из влиятельных и богатых купцов. И крупнейший в городе кирпичный завод был далеко не главным его делом и источником дохода. Он владел крупнейшей спичечной фабрикой в городе, оборот которой доходил до 650 тысяч рублей в год; был лесопромышленником; коннозаводчиком; одно время владел типографией. Биография и портрет С.А. Ельчинского были помещены даже в «Юбилейное историческое и художественное издание в память 300-летия царствования державного дома Романовых», вышедшее в Москве в 1913 году.
На клеймах кирпича, произведенного заводом, принадлежавшим титулованному владельцу, обычно первая буква означала титул, а вторая – фамилию. Так, в нашем собрании имеются произведенные в усадьбах неподалеку от Вязьмы кирпичи с клеймами: «С.К.В» - «Светлейший князь Волконский» (усадьба Сковородкино), «Г.Ш.» — «Граф Шереметев» (усадьба Высокое), «К.Ш» — «Князь Ширинский» (усадьба Лукьяново), «Л.Л» - «Леонид Лыкошин» (усадьба Григорьевское).
Отдельный интерес представляют два кирпича с так называемыми зеркальными клеймами – «НТ» (Николай Тухачевский) и «ФЯ» (производитель не идентифицирован). Получение зеркального клейма на кирпиче связано с ошибкой, допущенной при изготовлении матрицы для его нанесения на сырец. Для правильного клейма матрица должна быть зеркальной. Также в экспозиции можно увидеть кирпичи, добравшиеся до Вязьмы из Гжатска, Смоленска, Петербурга, Петербургской и Ярославской губерний.
В последние годы музейная кирпичная коллекция активно пополняется, поэтому отдельную благодарность хочется выразить нашим дарителям – вязьмичам, гагаринцам, смолянам, москвичам и питерцам. Так, моя добрая приятельница Ксения Гаврилова, антрополог из Петербурга, вместе с подругой привезла к нам на машине 13 кирпичей. Житель Гагарина Иван Зайцев доставил к нам 10 кирпичей с клеймами местных производителей, среди которых знаменитый Василий Пономарев и братья Шапошниковы. Кто-то принес кирпич в рюкзаке; кто-то – в сумке; а кто-то привез свой дар на велосипеде. Некоторые кирпичи я сама подобрала на развалинах или буквально вытащила из мостовой или церковных клумб.
Заключительная витрина выставки посвящена огнеупорному кирпичу, изготовленному на заводах России и Англии. В нашем собрании есть изделия двух известных производителей родом с туманного Альбиона — Генри Фостера и Эбнера Лукаса (графство Тайн и Веа).
Уважаемые вязьмичи и гости города! Если у вас возникнет желание подарить музею кирпич, с радостью примем его. К слову, за первые недели работы выставки коллекция пополнилась, благодаря дарам посетителей, на пять с половиной кирпичей, что указывает на безусловную популярность предмета выставки.
Ю. Петрова, главный хранитель историко-краеведческого музея.