Просто «Сказка»…

Начальная школа-детский сад «Сказка» — это дом, который, образно говоря, строился все 50 лет. И возводили его педагоги, медицинские работники, обслуживающий персонал, а также ученики, воспитанники и их родители. Этот дом сложился, как по кирпичику, из человеческих качеств его «строителей», из их дел, талантов и стараний. Каждый продолжал начатое до него дело и вносил что-то свое. Здесь работали и работают профессионалы, которые учат малышей дружить и уважать друг друга, творить и фантазировать, ценить прекрасное и любить свою семью и Родину. У каждого детского учреждения — своя судьба и история, и 50-летний юбилей — замечательный повод для того, чтобы вспомнить об этом. А главное — о сотрудниках. Юбилей детского сада — событие серьезное и значимое не только для тех, кто здесь работал или работает, бескорыстно отдавая свою любовь детям, но и порой для всего города.

Путешествие в прошлое

В августе 1970 года на улице 25 Октября, в доме №1-а состоялось открытие яслей-сада №10. На это здание нельзя было не обратить внимание. На его стенах – яркие картинки с изображением сюжетов и героев из сказок. И ни у кого из прохожих не возникало даже тени сомнения в том, как этот детский сад будет называться. Конечно же, «Сказка»! В январе 1971 года здесь уже работали четыре дошкольные и две ясельные группы.

Возглавила коллектив нового образовательного учреждения Л.А. Жукова, педагог с большим опытом работы. С самого начала «Сказка» была престижным учреждением. Здесь впервые на уровне области была проведена показательная аттестация педагогов под руководством Лидии Анатольевны. В начале 80-х годов в Вязьме остро встал вопрос о создании специализированных групп для детей с нарушениями зрения. И 1 сентября 1983 года вместо яслей открылись две такие специализированные группы.

С этого времени детский сад «Сказка» становится своеобразной экспериментальной площадкой. Руководство детской поликлиникой передало учреждению в пользование некоторые аппараты для лечения и коррекции зрения. Однако не все родители соглашались отдавать своих детей в специализированные группы: чаще всего их пугало само слово – спецгруппа. Педагоги проводили с родителями разъяснительную работу, давая понять, что здесь дети проходят не только программу дошкольного образования, но и восстанавливают свое зрение. Для этой цели был открыт медицинский кабинет, в котором работала врач-офтальмолог Г.Е. Тихомирова.

Первым учителем-дефектологом (тифлопедагогом) в Вязьме стала Т.Е. Кузнецова. Как молодому специалисту ей приходилось доказывать своё предназначение: говорить о специфике работы с детьми, имеющими нарушения зрения; делать специальные пособия, помогающие развитию компенсаторных способностей; проводить разъяснительную работу с родителями; ездить в служебные командировки для профессионального общения.

С 1988 года коллектив «Сказки» повела за собой Л.В. Корж, которая возглавляла его ровно 20 лет. Благодаря энергии и умению строить отношения с людьми, Любови Викторовне удалось справиться с такой сложной задачей, как капитальный ремонт здания. И это было сделано раньше намеченного срока. За свой плодотворный труд, за умение руководить коллективом, за любовь к детям Л.В. Корж удостоена звания «Заслуженный учитель Российской Федерации». Для нее не менее ценным является и значок «Отличник народного просвещения»

Создан центр коррекции зрения

В 80-е годы в учреждении продолжали действовать специализированные группы для детей с нарушениями зрения. В 1991 — 1994 годах Л.С. Фокина, Г.И. Комиссарова, З.М. Логинова, Ж.В. Манюкова прошли курсы повышения квалификации и стали работать тифлопедагогами.

Десятилетний опыт деятельности специализированных групп показал, что общеоздоровительные мероприятия, особое лечение и игры, тренирующие зрение, дают хорошие результаты, помогая быстрее восстановить зрение у детей. Такими вот, оздоровленными, они приходили в школу из «Сказки».

Однако получался некий парадокс. За время учебы в первом и во втором классах у многих выпускников детского сада, пришедших в школу с хорошими результатами в лечении зрения, случался рецидив. Дети начинали хуже видеть. И это можно было предвидеть. Ведь фактически у учителей не было возможностей и условий для того, чтобы заниматься его сохранением. А ведь именно в младшем школьном возрасте зрение еще можно исправить, поскольку умышцы поддаются тренировке. Проблема… Но практически разрешимая. С этим вопросом Л.В. Корж обратилась в Вяземское гороно. В итоге было принято решение о преобразовании дошкольного учреждения №10 в детский центр коррекции зрения. И 1 сентября 1994 года «Сказка» гостеприимно распахнула двери для маленьких школьников.

Первоклашек принимала Г.А. Демчинская — единственный педагог на тот момент в учреждении. Она и сегодня продолжает работать в «Сказке» учителем начальных классов. Из добрых и умелых рук Галины Александровны в среднюю школу вышли 75 детей из семи выпусков.

С каждым годом центр становился все более востребованным. А это означало нехватку помещений. В комитете образования с пониманием отнеслись к этой проблеме, возникшей в учреждения. И осенью 1998 года коллектив детского центра коррекции зрения переехал на улицу Красноармейское шоссе, в дом №15-а, в котором ранее располагался детский сад №195. Здание оказалось в крайне запущенном состоянии. Это был еще один из сложных периодов в работе директора Л.В. Корж, да и всего коллектива учреждения, – восстановление образовательного и коррекционно-развивающего пространства, а также территории.

Победа была за работоспособным, сильным коллективом. В восстановленных помещениях уже смогли разместиться четыре дошкольные группы и столько же классов начальной школы — с игровыми комнатами, кабинетом охраны зрения, с кабинетами врачей – офтальмолога и педиатра, а также педагога-психолога и учителя-логопеда, с физиокабинетом, массажным и процедурным кабинетами. И дети, и взрослые были очень рады музыкально-хореографическому кабинету и спортивному залу.

Под эгидой региона

С получением в 2006 году областного статуса была открыта новая страничка в истории учреждения. И воспитанники с отклонениями в развитии тоже получили новый статус — дети с ограниченными возможностями здоровья. Но суть работы не изменилась. По-прежнему «Сказка» оставалась уникальным учреждением в Смоленской области, где соединены дошкольное и начальное общее образование, где проводится учебно-воспитательная, коррекционно-развивающая и лечебно-восстановительная работа. И направлена она не только на коррекцию, но и на компенсацию зрительной патологии, адаптацию, интеграцию и социализацию детей в общеобразовательные учреждения.

С 2009 года и в течение семи лет директором начальной школы-детского сада «Сказка» была Т.Е. Кузнецова. Её профессиональный путь, можно называть так, — со ступеньки на ступеньку. От учителя-дефектолога к руководителю методическим объединением специалистов коррекционной работы; от заместителя директора по коррекционной работе к руководителю областного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья. С 2017 и по настоящее время Почетный работник общего образования РФ Татьяна Евгеньевна Кузнецова, удостоенная памятного нагрудного знака «За верность профессии», является председателем территориальной психолого-медико-педагогической комиссии областного учреждения «Вяземская школа-интернат №1 для детей с ограниченными возможностями здоровья».

В тот период продолжалась большая работа по благоустройству территории и помещений «Сказки». Для этого даже был объявлен конкурс на интересные идеи среди сотрудников учреждения. Часть из них была воплощена в жизнь: оформлены красивые цветочные клумбы, из бросового материала сделаны оригинальные уголки. Только не стала реальностью общая мечта – фонтанчик возле центрального входа в «Сказку». Но жизнь-то продолжается…

На средства, выделенные областным Департаментом по образованию и науке, в 2009 году были установлены ограждение территории и видеонаблюдение по всему периметру здания, обновлена мягкая кровля. Т.Е. Кузнецова постоянно заботилась об организации современного, комфортного образовательного пространства, что давало возможность школьникам и воспитанникам детского сада успешно учиться и развиваться, сохранять и укреплять здоровье. Был сделан ремонт кабинетов, получена медицинская лицензия, приобретено специальное офтальмологическое и мультимедийное оборудование и многое другое. На благотворительные средства закуплены компьютерные программы, аппараты для лечения глаз.

Большое значение отводилось постоянному повышению уровня квалификации сотрудников. На базе учреждения несколько раз проходили курсы повышения квалификации, а в октябре 2016 года весь педагогический коллектив получил дипломы переподготовки на право ведения профессиональной деятельности в области тифлопедагогики и реализации образовательного процесса для детей с нарушениями зрения. На высоком уровне была поставлена работа по межведомственному взаимодействию с общеобразовательными школами, областными школами-интернатами, учреждениями дополнительного образования.

В сентябре 2017 года на должность директора начальной школы-детского сада «Сказка» была назначена Т.А. Жанжарова. Ее основная профессиональная деятельность связана именно с этим учреждением. Начиная с 1998 года, Татьяна Анатольевна 19 лет работала педагогом-психологом, а с 2009 по совместительству — заместителем директора по коррекционной работе. И сегодня под ее руководством коллектив, продолжая сохранять традиции своих предшественников, создает свои, новые…

День сегодняшний

К юбилею принято подводить итоги. Коллективу начальной школы-детского сада «Сказка» есть о чем рассказать. Продолжает улучшаться материально-техническая база. В 2020 году проведен высокоскоростной интернет; в двух классах поставлены интерактивные панели, которые позволяют педагогам реализовать один из важных принципов обучения – наглядность. Виртуальный мир для ребят становится привычной средой обитания, где они чувствуют себя уверенно и комфортно. А у педагогов появилась возможность претворять в жизнь самобытные проекты.

С 1994 года состоялись 23 выпуска младших школьников, имеющих зрительные патологии, а это 254 ученика. Радует тот факт, что улучшили свое зрение 186 ребятишек, 36 — сохранили его на прежнем уровне. В настоящее время в учреждении — 24 педагогических работника. Каждый из них вносит свой весомый вклад в то, чтобы в школе дети чувствовали себя, как дома, чтобы жизнь в ее стенах была интересной и полезной. Все специалисты «Сказки» — не только классные профессионалы, но и новаторы.

На занятиях и в кружковой деятельности творчески применяют современные педагогические технологии воспитатели дошкольных групп И.А Ефимова, О.Д. Ионкина, Е.В. Прохорова, в паре с которой вот уже 29 лет работает Е.Ю. Пятницкая. И.А. Ефимову коллеги называют источником творческих идей. Она — руководитель методического объединения педагогов дошкольного образования и уникального музея «Русская изба».

Руководитель мини-музея «Русская изба» И.А. Ефимова.

С 2016 года в дошкольной группе №5 воспитателем является Т.П. Куляпина. С первых же дней своей деятельности она активно сотрудничает с вяземскими учреждениями дополнительного образования. В дошкольной группе №6 работают трудолюбивые, добрые, отзывчивые, внимательные к детям и родителям воспитатели И.И. Капитонова и Е.Н. Подшибякина. Высокой степенью мастерства отмечены уроки, а также внеклассная деятельность учителей Е.А. Алексеевой и О.С. Бурягиной. И одна, и другая работает в «Сказке» свыше 15 лет. Пополнили ряды молодых специалистов учитель начальных классов М.Н. Пронина и учителя-дефектологи И.Е. Акимова и В.И. Петренко.

В тесном сотрудничестве с учителями находятся воспитатели групп продленного дня. Самый большой стаж у О.Е. Валуевой – немногим более 30 лет. Н.А. Сергеева и О.А. Звягинцева в своей работе уделяют большое внимание воспитанию в детях душевной доброты, отзывчивости, самостоятельности, а также развитию навыков сотрудничества и взаимопомощи. Воспитателям групп продленного дня удается создавать в игровых комнатах комфорт и уют.

Расширился состав специалистов коррекционной деятельности, которыми руководит учитель-дефектолог Л.Н. Позлевич, заместитель директора по коррекционной работе. С 2017 года в «Сказке» работает опытный педагог-психолог Л.В. Семенова, которая является председателем психолого-медико-педагогического консилиума учреждения. Своевременная помощь и поддержка этого специалиста – большое подспорье для педагогов, родителей и детей. В учреждении всегда востребована В.М.  Малюк, учитель-логопед. Ее работа — не только развитие и коррекция устной и письменной речи, но и сопровождение в учебном процессе детей с тяжелыми нарушениями речи и с интеллектуальной недостаточностью.

Педагог-психолог Л.В. Семенова.

Члены коллектива не представляют себе «Сказку» без музыкального руководителя Е.Н. Козловой, универсального мастера по развитию у детей музыкальных и вокальных способностей. Малыши с удовольствием занимаются в кружках «Русский фольклор» и «Домисолька». Юные артисты участвуют в областных и муниципальных конкурсах и не возвращаются домой без заслуженных наград. Не менее важна и работа библиотекаря С.А. Николаевой, трудовой стаж которой в «Сказке» — 28 лет. Кроме своей основной работы, она оформляет познавательные выставки литературы, проводит библиотечные уроки, которые вызывают у детей интерес к книгам и воспитывают культуру чтения.

Особое место в «Сказке» занимают медицинские специалисты. С 1998 года здесь работает врач-педиатр Г.М. Устинова. Двадцать три года трудится в «Сказке», медсестра А.К. Артемьева. За плечами медицинской сестры по массажу и физиопроцедурам Л.А. Фадеевой — 17 лет добросовестной и ответственной работы в учреждении. Все медицинские специалисты активно участвуют в просветительской работе с родителями, руководителями, коллегами из общеобразовательных школ города и района по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей, имеющих зрительные нарушения. На мастер-классах, семинарах-практикумах они демонстрируют возможности лечебно-восстановительной работы в»Сказке», рассказывают об аппаратах, компьютерных программах, предназначенных для коррекции и лечения глаз.

Начальная школа-детский сад «Сказка» – это еще и многочисленный обслуживающий персонал, представители которого обеспечивают в помещениях чистоту, порядок, уют, готовят вкусные обеды, занимаются финансово-экономической деятельностью. Стоит только заглянуть в книги приказов, и сразу можно понять: не так уж часто менялись в учреждении младшие воспитатели, кладовщики, кастелянши, сторожа, дворники, уборщики служебных помещений, делопроизводители, бухгалтера. Это говорит о стабильности и хороших условиях в учреждении.

Их вклад неоценим

Большой вклад в эту стабильность внесли и те, кто сегодня уже не работает в «Сказке», но не теряет связи с коллективом. Это они, ветераны, основали традиции неординарного дошкольного образовательного учреждения. И здесь их помнят, всегда встречают с почетом и уважением.

Рядом с руководителями учреждения всегда были их заместители — надежные помощники в решении административных вопросов. В 1982 году – начало отсчета трудового стажа Т.И. Ширяевой в «Сказке». Здесь она прошла все ступеньки профессионального мастерства — от воспитателя до заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Девятнадцать лет Татьяна Ивановна умело возглавляла методическую работу своих коллег. Благодаря ей, члены педколлектива имели высокие показатели в обучении, воспитании и развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. Т.И. Ширяева, первая из вяземских административных работников, защитилась на высшую квалификационную категорию, а значок «Отличник народного просвещения» — заслуженная награда ветерана труда.

С большой теплотой вспоминают в коллективе Л.М. Торбову, которая более 20 лет отработала в «Сказке»: сначала — учителем начальных классов, потом — учителем-логопедом, а с 2013 по 2019 год – заместителем директора по учебно-воспитательной работе. К любому делу у Людмилы Михайловны был свой творческий подход. Вместе с педагогом-психологом Т.А Жанжаровой она создала комплекс интегрированных занятий в первом классе для детей с нарушением зрения «Ежик Фуфти-Фуфти спешит на помощь».

На Всероссийском интернет-конкурсе педагогического творчества авторы были удостоены диплома и получили свидетельство на право публикации материалов. Опыт Л.М. Торбовой по созданию адаптированных программ для детей с нарушением зрения был представлен на межрегиональной научно-практической конференции в октябре 2017 года. Она награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ.

Яркий след в работе начальной школы-детского сада «Сказка» оставили воспитатели группы продленного дня. «Золотые» руки талантливого педагога Л.Ф. Моргалевой сшили много народных костюмов для детей, в которых они блистали на конкурсах разного уровня. А чего только стоили танцевальный кружок с незабываемыми «Цыганочкой», «Яблочком» и «Барыней»! Под руководством Людмилы Федоровны была создана агитбригада младших школьников, принимавших участие в муниципальных конкурсах по пожарной безопасности.

Выпускники «Сказки» до сих пор помнят занятия по ритмике, которые проводила Л.В. Семенова. Высокой степенью мастерства отличалась внеурочная деятельность Н.Н. Кирилловой. Участники кружков — драматического и «Юный гимнаст» радовали своими выступлениями родителей, педагогов, детей.

Они, ветераны, зарождали традиции, которые отражают преемственность поколений. А это Л.Д. Лелянова, чей педагогический стаж в «Сказке» составляет полвека, И.И. Капитонова, З.М. Логинова, Г.И. Комиссарова, А.В. Герасимова и многие-многие другие. Они тоже были «виновниками» торжества, на котором отмечался 50-летний юбилей этого дошкольного учреждения.

***

Праздник состоялся в ярко украшенном зале культурно-выставочного центра. Здесь звучали стихи, музыка, приятные слова поздравлений в адрес тех, кто стоял у истоков «Сказки», и тех, кто работает сегодня. Их от всей души произнесли: глава района И.В. Демидова, председатель районного Совета депутатов В.М. Никулин, заместитель председателя комитета образования И.Г. Семенков, председатель горкома профсоюза работников просвещения и науки Т.В. Воробьева и многие другие. Дружный, сплоченный коллектив «Сказки» продолжает свой творческий путь. Пусть он будет успешным!

Подготовила В. НИКОЛАЕВА.