Четвертого сентября во Дворце культуры «Центральный» состоялся концерт «Дорогами Победы». Несмотря на то, что он проходил днём, в 12 часов, зал был полным. С первых номеров установилось единодушие и понимание между артистами и зрителями. Открыл концерт В.П. Овсянников.
Лауреат всероссийских и международных конкурсов, солист Москонцерта очаровал зрителей. Песни военных лет и песни о войне вязьмичи встретили продолжительными аплодисментами и возгласами «браво!». Знакомые песни подхватывали зрители, а потом и вовсе пошли танцевать. «Где же вы, друзья-однополчане?» — так звучало по-новому, что защемило сердце. Исполнение песен дополнялось рассказами об участии города Вязьмы в Великой Отечественной войне. А Василий Петрович Овсянников цеплял за живое, как будто и молодёжь уже не в зале, а в окопах в тех роковых сороковых. И не ладошки бьются друг о друга, а автоматные и пулемётные очереди разрывают темноту зала, призывая всех: «Вперёд! В атаку!».
На сцену выходит лауреат всероссийских и международных конкурсов Галина Марфина и «Синий платочек на плечах дорогих» зовёт на привал, как будто не выпускница академии музыки им. Гнесеных поёт эту песню, а сама Клавдия Шульженко. И тот же платочек, и те же плечи, и та же песня. Как тут устоять и не пригласить партнёршу из зрительного зала? Пётр Бычков, спасённый от расстрела и пожара в Угранской деревне Борьба, звеня наградами, вальсирует под музыку. Зал поддерживает аплодисментами солистку и танцоров. И они уже не каждый по себе, а вместе, и не в зале, а в 1941 году в Вязьме, ещё не занятой фашистами.
Арт-группа «Смоленские мужики», в составе которой яркие и талантливые музыканты-профессионалы, перехватывают инициативу на сцене. И вот уже звучит «На позицию девушка провожает бойца». И чьё – то женское сердце в зрительном зале почувствует то больное предостережение: «А вдруг не вернётся?». А потом отхлынет, вспомнив: «Я же на концерте». А вот бабушка в том далёком году на самом деле провожала деда на фронт. Он вернулся, только инвалидом. Уже звучит новая песня, а девчонка никак не может расстаться с грустью.
На сцене четыре гармониста зажигают так, что не устоять. Это ансамбль «Кривичата». Образцовый самодеятельный коллектив. Но играет по-взрослому, профессионально, не случайно ему присвоено звание «Образцовый». И так хочется сказать руководителю коллектива Евгении Николаевне Шаченковой «браво!» и огромное спасибо за то, что на Смоленщине есть такие самоцветы, такой коллектив.
Но уже не на сцене, а в зале солистка арт – группы Лидия Потапова поет «Валенки». И снова Пётр Бычков выплясывает коленца вместе с исполнительницей. Но и Лидия не уступает вязьмичу, чувствуется, что она в этом деле профессионал. Зрители подхватывают мелодию знакомой песни и поддерживают аплодисментами танцоров.
Ансамбль «Реченька» — фольклорный. И костюмы, и исполнение соответствуют жанру. Но песни народные и авторские звучат так, как будто не голос артистов, а душа доносит чувство со сцены. Берёт за живое и никого не оставляет равнодушным к этому великому русскому творчеству. А частушки?! Меняются исполнители, и каждый в своей собственной манере доносит до зрителя искру. Хочется выйти к ним на сцену и ответить так, как это делали наши предки на улицах, когда жили до войны и после неё.
Приняли также участие в концерте вязьмичи. На сцене Дворца культуры они чувствовали себя если не хозяевами, то по крайней мере не уступали в качестве исполнения ни москвичам, ни смолянам. И зал их встречал по-особому: «Знай наших!».
«Поклонимся, поклонимся, друзья! И маршалам, и рядовым!» — пел Народный артист России В.П. Овсянников в заключение концерта. Зрители стоя в зале были вместе с баритоном солиста, вместе с артистами на сцене были в едином строю. И песня рекой чувств, благодарности и светлой памяти лилась и растворялась в атмосфере города воинской славы в год 75 – летия со дня Великой Победы. «Браво!» — еще раз выразила мнение всех зрителей заместитель председателя комитета по культуре Э.А. Решетникова.
Александр Клименков.