Человек большой души и щедрого сердца

Юлиан Исифович Рауданик… Этот человек оставил свой яркий след в истории нашего города. Рауданика до сих пор вспоминают добрым словом члены нынешнего коллектива предприятия, ветераны-железнодорожники, их дети и даже внуки. Что вполне оправданно. Ведь Юлиан Иосифович — масштабная личность, Человек с большой буквы…

Посчастливилось и мне. Нет, не лично познакомиться, а наблюдать за Юлианом Иосифовичем со стороны. Ведь он неоднократно бывал в нашей школе №19 и выступал перед учениками. Да и со своими родителями я часто посещала клуб  железнодорожников, где на всех мероприятиях бывал Рауданик. И даже своим внешним видом он не мог не обращать на себя внимание. Высокий, статный, импозантный, уверенный в себе. Все те, кто сидел в зале, с радостью здоровались с ним. А уж как Рауданика почитали и почитают до сих пор в локомотивном депо, и говорить не стоит!

По словам В.И. Власенко, руководитель дал ему путевку в жизнь и, главное, — в профессию, посоветовав молодому человеку поступить в Калугу, в дорожно-техническую школу машинистов. Да и потом, когда Виктор Иванович стал самостоятельно водить поезда, руководитель не забывал о своем подопечном. Он частенько навещал молодого машиниста на рабочем месте. «Это был профессионал высшего класса, поэтому советы Юлиана Иосифовича были всегда ценными и полезными, — рассказывает В.И. Власенко. – И, что еще очень важно, наш руководитель был человеком не только дела, но и слова». 

Отцом называет Рауданика Н.А. Цыганков. Несмотря на то, что у него за плечами был железнодорожный техникум и практика в Смоленском локомотивном депо, руководитель предложил Николаю Алексеевичу заняться профилактическим осмотром локомотивов, поскольку машинистов в депо было достаточно. «Система подготовки кадров у нас была, что называется, по высшему классу. Юлиан Иосифович всегда смотрел в будущее. И мой пример – яркое тому подтверждение: бригадир, мастер, старший мастер, после окончания Всесоюзного заочного института железнодорожного транспорта — заместитель начальника депо по ремонту, а потом – начальник, — вспоминает Н.А. Цыганков. – И после смерти Юлиана Иосифовича мы еще 20 лет работали с теми кадрами, которые были «выкованы» при нем».

Биографии строки. Малая родина Юлиана Иосифовича Рауданика – город Новосокольники Псковской области, где он родился в 1908 году. Вся его жизнь была посвящена железной дороге. К вершине своего профессионального мастерства он поднимался со ступеньки на ступеньку. Сначала – слесарь, потом дежурный Новосокольнического паровозного депо, помощник машиниста, машинист, заместитель начальника депо по ремонту, затем начальник депо в поселке Медведково Псковской области.

Вязьма вошла в жизнь Рауданика в 1955 году и стала его второй малой родиной. Здесь он возглавлял локомотивное депо в течение 26 лет. Профессионал высокого класса, Ю.И. Рауданик и как специалист, и как руководитель принес с собой «ветер» перемен. В связи с переходом на тепловозную тягу в его бытность была проведена огромная работа по реконструкции предприятия. Именно во времена руководства Ю.И. Рауданика Вяземское локомотивное депо вошло в число лучших на Московской железной дороге, а его коллектив был удостоен высокой награды – ордена Трудового Красного Знамени.

Юлиан Иосифович как человек высоких моральных качеств, широкой души смог создать дружный, сплоченный коллектив. Его уважали все, что называется, от мала до велика, и беспрекословно принимали как должное его порицание, зная, что все – по справедливости. Руководитель понимал, что в жизни любого человека немаловажную роль играет то, как он проводит свое свободное время. И вяземские работники стальных магистралей проводили его не только с пользой для себя, но и с большим интересом: занимались в многочисленных кружках клуба железнодорожников, вместе с семьями посещали здесь самые разные мероприятия. Именно в те времена блистал народный театр, на сцене которого наряду с самодеятельными артистами выступал Народный артист СССР Б.Г. Плотников, взявший над ними шефство.

Государство по заслугам оценило жизнь и деятельность Ю.И. Рауданика, которому было присвоено звание «Почетный железнодорожник». Он – кавалер ордена Ленина, обладатель двух орденов Красного Знамени, медали «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны» и многих других наград. Но все-таки главная награда – это людская память.

Материал подготовила В. НИКОЛАЕВА.

Фото из архива внука М. В. Моисеенко.