Зримая память

Человек живёт памятью. Память — это фундамент человеческой жизни. Исчезает память, и человек перестаёт быть человеком. Биологическое существование лишает возможности человека уподобляться сотворившему его Божеству. Как задержать память? Как связать ею человеческую жизнь от предков до потомков? Как память сделать зримою, чтобы она была напоминанием о человеческих ошибках и заблуждениях, о возвеличивании человека над самим собой в поступках и делах его?

В год 75-летия Великой Победы люди поклоняются подвигу, который совершили участники Второй мировой войны, освободив человечество от противоестественного зла – коричневой чумы под названием фашизм. Зарастают места сражений, растворяется представление о дыме из трубы крематория, даже воинские захоронения становятся просто землёй, если на них нет памятного знака, той сакральной отметины, которая заставляет замедлить шаг, приглушить интонацию в голосе, снять головой убор.
Сразу после войны государство СССР, наиболее пострадавшее от её разрушительного и губительного действия, поставило задачу создать и установить памятники событиям и людям, участникам кровопролитной войны. Наш земляк, народный художник РФ, скульптор А.Г. Сергеев создал скульптурные композиции на Смоленщине. Будучи фронтовиком, Альберт Георгиевич не только ваял скульптуры в духе военного времени, но и наполнял памятник особым, русским духом, призывающим к поклонению и заставляющим не только проникнуться творчеством художника, но и унести с собой навсегда его частицу в собственную жизнь. Такое ощущение появляется после посещения памятника Василию Тёркину в Смоленске, «Скорбящей матери» в Реадовке, гвардейцам в Ельне.
Скульптор А.Г. Сергеев рассказывал, что на памятнике в Ельне аисты облюбовали место для гнезда и свили его. Пока решали, что с этим делать, вывелись аистята. Собрали комиссию, в которую догадались включить и автора памятника. Альберт Георгиевич воскликнул от удивления: «Это как раз то, чего не хватало для завершения скульптурной композиции!» Вот так история, время и небесные силы, совместно объединившись в троицу, руками талантливого автора закончили скульптурный объект, который устремился в небо и встал на крыло.
С Альбертом Георгиевичем меня свела судьба в Смоленске. Затем, когда я переехал в Вязьму, Альберт Георгиевич обращался ко мне с просьбой встретить его мать на вокзале в Вязьме и отвёзти в деревеньку Левенки на Тёмкинской земле, где стояла хатка, родительский дом Сергеевых. А затем осенью её нужно было забрать из деревни и отправить с вяземского вокзала в Смоленск.
Приезжая в Вязьму, Альберт Георгиевич останавливался у меня. Жил я на улице Пушкина, недалеко от Екатерининского кладбища, где похоронен отец скульптора. Мы, как полагается, за столом на кухне пили чай, а потом шли на кладбище поклониться памяти отца. Альберт Георгиевич рассказывал о том, как он сам снимал посмертную маску с отца, потом изготовил барельеф на памятной гранитной плитке. Остановившись возле списка фамилий воинов, погибших на Вяземской земле, А.Г.  Сергеев удивился совпадению инициалов у фамилии Сергеев с инициалами его дяди, который пропал в войну. Забрали его на фронт в Вязьме, а затем как в воду канул. Сколько делал запросов в Государственный архив — всё без толку.
Подключили военкомат. Выяснилось, что дядя Альберта Георгиевича был ранен в Вязьме и скончался от ран в вяземском госпитале. Оказывается, что на Екатерининском кладбище лежат братья Сергеевы, отец и дядя скульптора, и никто об этом не догадывался.
Тронула меня история с руководителем изостудии С.В. Журавлёвым, который привил любовь маленькому Альберту к живописи. С.В. Журавлёв уехал в Тульскую область, в город Дубну, и мы договорились при первой возможности навестить Сергея Владимировича, который подарил Вязьме свои работы и оставил после себя талантливых учеников, ставших известными людьми. Среди них — народный художник РСФСР А.Г. Сергеев.
Альберт Георгиевич двадцать пять лет возглавлял организацию Смоленского отделения художников Советского Союза, его приглашали на совещания в Москву. Вот после одного из таких совещаний и выкроил профессор времечко для поездки к своему учителю. Заехали в магазин, накупили гостинцев и из Москвы направились в Тульскую область. Вечером за крепким чаем и жаркими разговорами гостили у Журавлёвых. Рассматривали работы Сергея Владимировича, огорчались из-за условий жизни художника в городе Дубна. Наутро я и Альберт Георгиевич отправились к местному начальству на приём. Хлопотали квартиру художнику
Журавлёву, но хлопоты были бесполезными. Местное начальство заявило, что заслуги художника Журавлёва – в Вязьме, так пусть там ему и дадут жилплощадь.
Вернувшись в Вязьму, мы направились к первому секретарю городского комитета КПСС В.И. Атрощенкову и изложили ему суть дела. Он пообещал рассмотреть вопрос о выделении квартиры художнику С.В.Журавлёву. Своё обещание он сдержал. Мне было поручено перевезти семью Журавлёвых, что к радости его ученика А.Г.Сергеева я и сделал.
Финансирование памятника Василию Тёркину шло трудно. Пытались собрать народные деньги. Но что-то не получалось. Подключали властные структуры. В один из приездов А.И. Лукьянова мы с ним как с депутатом Государственной Думы посетили мастерскую Альберта Сергеева, где в полную величину стоял памятник из шамотной глины автору поэмы А.Т. Твардовскому и герою поэмы Василию Тёркину. Но для того, чтобы этот монумент превратился в памятник, нужны были деньги на его отливку из бронзы. Денег не было. Я не знаю, смог ли чем помочь депутат Государственной Думы, но вскоре вопрос был решён. И фронтовик Сергеев отметил свою очередную победу.
9 мая 2002 года перед демонстрацией на площади Советской в Вязьме я увидел знакомую одинокую фигуру. «Альберт Георгиевич», — окликнул я. Сколько же было радости от той встречи. Разве я мог предположить, что она будет последней. Прощались с Альбертом Георгиевичем в зале Смоленского педагогического института. Мы на похороны поехали с вяземским художником Г.В. Жегловым. На обратном пути говорили без конца об Альберте Георгиевиче, о его учениках, среди которых – Л.П. Даниленкова, мой земляк – В.С. Гращенков. Говорили и о том, что неплохо было бы в Вязьме увековечить имя А.Г.Сергеева. Что и произошло: детская художественная школа в Вязьме носит имя профессора, фронтовика и выдающегося скульптора Альберта Георгиевича Сергеева. Зримая память о подвиге нашего народа переплетается с памятью об А.Г. Сергееве.

Подготовил Александр Клименков.