Всё отдавать ученикам

Апрель – месяц памяти Нелли Александровны Таньковой. Вот уже восемь лет, как ее нет рядом с нами. Но, несмотря ни на что, об этой необыкновенной женщине помнят многие вязьмичи. Кто-то работал рядом с ней; кто-то учился у Таньковой; кто-то вместе с педагогом изучал и популяризировал историю родного края… А мне как корреспонденту в тандеме с Нелли Александровной доводилось готовить материалы для газеты «Вяземский вестник». И это было приятное времяпрепровождение: ведь ее отличали женское обаяние, естественность, простота… А коммуникабельность, умение общаться и дружелюбие вызывали искреннее уважение. Нелли Александровна обладала каким-то неугасающим моральным импульсом, умела видеть новое во множестве разных ситуаций и всегда была готова оказать помощь. Вспомнить об этом неординарном человеке на страницах «Вяземского вестника» мне помогла учитель истории и обществознания средней школы №10 Е.М. Шестерикова, за плечами которой уже немалый опыт педагогической и краеведческой деятельности.

— Елена Михайловна, как бы Вы в нескольких словах смогли охарактеризовать Нелли Александровну Танькову, которую можно смело назвать наставником представителей не одного поколения учителей. Определить, так сказать, самое главное в ней, что, прежде всего, отличает ее как педагога, человека, краеведа…

На снимке: с краеведами О.Е. Селявиной
и Э.В. Богомоловой.

 — В популярной в 80-е годы XX века песне Аллы Пугачевой «Свирель» есть замечательные строки «…И видно в том есть Божий промысел, чтоб всё отдать ученикам». Эти слова в полной мере можно отнести к Нелли Александровне, учителю истории, краеведу-подвижнику, воспитателю юных душ. Более 50 лет трудилась Нелли Александровна в системе образования, из них 40 лет — в нашей средней школе №10 (ранее №19).

…Перед встречей с Вами мне вдруг вспомнилось слово «деятель». В современном языке чаще всего так говорят о представителях властных структур, науки. А в конце XIX — начале XX века Россия держалась на земских деятелях – врачах, учителях, служивших своему народу. Ведь именно они сеяли «разумное, доброе, вечное». Вот таким подвижником, деятелем вяземского образования и краеведения была Нелли Александровна Танькова. Мне посчастливилось не только учиться у Нелли Александровны, но и почти четверть века работать рядом с этим замечательным человеком и педагогом. Она во многом определила мой профессиональный выбор, поспособствовав становлению своей бывшей ученицы как педагога.

— Так, давайте вспомним строки из биографии наставника, сыгравшего немаловажную роль в Вашей жизни!

— Нелли Александровна родилась 9 мая 1938 года в городе Западная Двина Калининской, ныне Тверской области. Но своей родиной она по праву считала Рудню. Там выросла, пережила тяготы войны, училась в школе… Трудными были детские годы Нелли. Маму расстреляли фашисты. Отец был на фронте, а потом попал в плен. После войны он вернулся в Рудню. Но воспитание Нелли полностью легло на плечи тёти, учительницы начальных классов.

Большое влияние на личность Нелли Александровны и выбор профессии оказала учитель литературы Руднянской средней школы Мария Филипповна Потомская. Вот потому дорога в самостоятельную жизнь у Таньковой началась с историко-филологического факультета Смоленского пединститута. Потом была Мугайская восьмилетняя школа в Свердловской области, куда она попала по распределению. С 1965 года в биографии Нелли Александровны «поселилась» Вязьма, которую, по ее же словам, она считала второй малой родиной. Ведь здесь прошла большая часть жизни педагога…

Ее профессиональная деятельность в нашем городе началась с должности преподавателя эстетики в ГПТУ №15. А с 1975 года — продолжилась в качестве учителя истории в средней школе №19, на станции Вязьма Московской железной дороги, где, собственно говоря, и завершился трудовой путь Таньковой. К ее радости, здесь состоялась встреча с Марией Филипповной Потомской, с которой педагога всегда связывали тесные деловые и дружеские отношения.

— Елена Михайловна, кроме преданности профессии учителя, Нелли Александровна была не менее предана изучению не только нашего края, но и всей Смоленщины. Причем к этому благородному делу она всегда привлекала и своих воспитанников.

 — С самого основания городского клуба «Краевед» Нелли Александровна была его активнейшим участником. Презентации книг по краеведению, выставки, конференции… Ни одно краеведческое мероприятие не проходило без её участия. Но Нелли Александровна никогда не приходила одна: всегда — с учениками… Она искала интересные формы работы с ними, в том числе и краеведческой. Танькова была основателем двух таких клубов в школе. Вначале это был историко-географический клуб «ГеКлио», работавший под руководством учителя долгие годы. Ребята совершали заочные экскурсии по древним городам Смоленщины, национальному парку «Смоленское Поозерье»; знакомились с жизнью и деятельностью путешественников Николая Михайловича Пржевальского и Петра Кузьмича Козлова; обсуждали социально-экономические проблемы Смоленской области.

Затем стал действовать историко-краеведческий клуб «Родина», девиз которого — «Люби и знай свой край!». Сменялось не одно поколение членов клуба, но оставались неизменными их общественная активность, понимание своей социальной значимости. Именно воспитанию таких качеств человека и гражданина способствовали подготовленные и проведённые Нелли Александровной незабываемые вечера, посвящённые М.В. Исаковскому, Н.С. Плотникову, П.С. Нахимову, Ю.А. Гагарину.

Члены клуба ежегодно принимали участие в ритуалах захоронения воинов на Поле Памяти и Богородицком поле. Запомнилось ребятам участие в акции «Вяземские «Хатыни». Многие годы Нелли Александровна организовывала встречи с интересными людьми нашего города, в том числе и с краеведами — П.Н. Пропаловым, О.Ф. Фёдоровым, А.Н. Пугачёвым, И.Г. Михайловым. Как классный руководитель Нелли Александровна во главу угла ставила развитие познавательной деятельности учеников. Этому способствовала активная экскурсионная работа. Посещение музеев Москвы, Смоленска, Гагарина, Бреста и других городов страны были частью систематического и продуманного труда педагога по формированию интереса ребят к истории страны, её культурному наследию.

На снимке: с П.Н. Пропаловым и юными краеведами.

— Насколько я помню, в конце девяностых в начале двухтысячных годов большую роль в жизни вяземских краеведов-школьников сыграли историко-археологические семинары. Каково было участие в них Таньковой?

 — Да, это были яркие события в краеведческой жизни наших ребят. Историко-археологические семинары для школьников проводились по инициативе кандидата исторических наук, научного сотрудника Института археологии РАН Т.В. Сергиной — с 1997 по 2003 годы. Главная их цель — подготовка ребят к посильному участию в охране памятников истории и культуры Смоленщины, к её археологическому изучению. Так вот, значительную часть слушателей семинаров составляли ученики десятой школы, вдохновляемые Нелли Александровной. Теоретические занятия, практическая деятельность на Русятке, раскопки в среднем течении реки Вязьмы, археологические изыскания в Холм-Жирковском, Новодугинском районах… Это были незабываемые события в жизни ребят.

— Елена Михайловна, вернемся к нововведениям XXI века в системе образования. В данном случае я говорю о научно-практических конференциях «Школа-наука-вуз». Это стало хорошим посылом к развитию исследовательской деятельности ребят, привлечением их в науку…

— Нелли Александровна одна из первых подхватила эту инновационную идею. И новым этапом в краеведческой деятельности учителя стала подготовка школьников к участию в районных научно-практических конференциях «Школа-наука-вуз». Это требовало от педагога не только больших знаний, но и терпения, полной самоотдачи, а также времени и сил. Строгое профессиональное жюри всегда выделяло работы воспитанников Таньковой. Ведь их отличали исследовательский характер и глубокое содержание, тщательная обработка материала и достоверные факты, литературный язык и хорошее оформление. Творческие работы учеников Нелли Александровны становились лучшими и в областных конкурсах. Для ребят такое сотрудничество с Нелли Александровной стало замечательной школой самостоятельной исследовательской работы.

Ведь для этого педагог предлагала ученикам темы, требующие размышления и анализа многих источников. Вот, например, «Влияние личности на ход исторических событий (на примере моих земляков)»; «Родословие князей Вяземских»; «Смоленские «Хатыни»; «Судьбы, опалённые войной»; «Археологи земли Смоленской»; «А.Н. Энгельгардт – учёный, публицист»…

Несколько лет Нелли Александровна вела в школе разработанные ею факультативные курсы по краеведению: «Страницы истории родного края», «Памятники и памятные места Смоленщины», «Гордость земли Смоленской». Эти занятия вызывали у ребят живой интерес, побуждали к полезной деятельности. Например, коллекционирование всего того, что связано с историей Вязьмы… Под воздействием Нелли Александровны ученики с интересом знакомились с новинками краеведческой литературы. И в конечном итоге вся эта деятельность педагога была направлена на патриотическое воспитание детей.

Умение слышать и слушать ученика; уважение к его личности, стремление развивать в каждом увиденную крупинку таланта; регулярная работа по сплочению ученического коллектива; способность болеть душой за любого воспитанника… Всё это являлось примером для коллег, а для ребят оборачивалось дружбой на многие годы. Яркая, неповторимая и незаменимая личность Нелли Александровны Таньковой всегда будет в сердцах её бывших учеников.

— Полностью с Вами согласна, Елена Михайловна. С уверенностью могу сказать, что каждый вязьмич, которому посчастливилось учиться или просто общаться с Нелли Александровной, всегда будет помнить её важнейшие жизненные уроки: добра, порядочности и честности…

Интервью провела В. ИВАНОВА.