Святки

Прежде чем покинуть бывшую вотчину вяземских ямщиков и отправиться далее по Старому Смоленскому тракту, мы непременно вспомним историю Ямской церкви Рождества Христова. Но сначала, в эти январские дни, автор предлагает читателю поговорить о Святках и побывать на традиционных «Вяземских колядках».

Святки на Руси – многодневный праздник, который делился на две части: с 7 по 14 января в святые вечера колядовали и устраивали девичьи гадания, а с 15 по 19 января тоже веселились на славу, но побаивались страшных ночей – времени разгула темных сил.

В день рождественского разговения еда была особенно вкусной. Хозяйки готовили обильные угощения. Ночью обязательно обращались к звездному небу. Если светил было много – ожидался изобильный год на грибы и ягоды. А поутру непременно проводили обряд «обсеивания избы», произнося слова: «На живущих, на плодущих и на здоровье» – три раза бросали горстями овес и пшеницу.

На радость детворе во всех домах пекли фигурки коровок, бычков, овец, птиц и петухов. Ими украшали стол, окна и дарили колядующим. Каждая семья ожидала колядовщиков и с
искренней радостью готовила для них угощения.

«Вяземские колядки»

Вторник. Полдень. Город живет в обычном режиме буднего дня, с присущим ему набором звуков. Слегка нарушает привычную гамму неясный гул, нарастающий с каждым мгновением. Он приближается, усиливается и, наконец, взрывается в январском воздухе какофонией смеха, музыки и песен. Яркой гирляндой вдоль зимних улиц растягивается веселое, разноцветное шествие ряженной по старинным традициям детворы.

Интерактивный районный праздник-фестиваль «Вяземские колядки» год от года набирает популярность. В уникальном зимнем празднике ежегодно принимают участие сотни школьников города и района. Фестиваль начинается в сквере имени П.С. Нахимова, где собираются десятки команд-участниц, их болельщики и, конечно, зрители, привлеченные красочным зрелищем.

Школьники в ярких костюмах участвуют в народных играх, водят хороводы, разминаясь перед основной конкурсной программой. Вдоволь порезвившись и разогревшись, участники фестиваля веселым шествием направляются к Свято-Троицкому кафедральному собору.

На площадке у часовни преподобного Аркадия Вяземского калядовщиков встречают артисты районного культурно-досугового центра, ведущая фестиваля О.А. Сергеева, жюри конкурса и многочисленные зрители. Насыщенная программа праздника включает в себя конкурсы, викторины, пение песен-колядок, состязания в знании народных православных традиций Рождества, Святок, Крещения.

Ребята соревнуются за звание победителя интерактивного праздника-фестиваля. Каждая команда представляет свою визитную карточку, в которой членами жюри оцениваются костюмы, наличие рождественской атрибутики и креативность. Все участники очень стараются, и каждая команда по-своему хороша. Выбрать очевидного лидера бывает очень непросто, поэтому помимо диплома победителя командам присуждаются награды в различных номинациях. Завершается удивительный январский праздник вручением сладких подарков и веселым финальным хороводом.

Старый Новый год

На днях мы отметили самый необычный и любимый праздник. Традиции празднования старого Нового года стали складываться в начале прошлого века. Если бы Россия не перешла в 1918 году на григорианский календарь исчисления времени, у нас бы не появилась возможность дважды встречать этот волшебный зимний праздник.

Старый Новый год отмечается в ночь с 13 на 14 января. На это время приходятся и две важные церковные даты: день памяти Мелании и почитания святого Василия Великого.
В православных семьях эту ночь с давних пор стали называть еще встречей Меланки с Василием.

Стоит отметить, что старый Новый год празднуют не только россияне и жители бывших союзных республик. Праздник встречают в Сербии и Черногории, Греции и Румынии, Тунисе и Марокко. В каждой стране сложились свои традиции. Русские обычаи во многом перекликаются с украинскими и белорусскими, а потому считаются общими.

Непременными атрибутами праздника всегда были щедрые угощения. Столы ломились от всякой снеди. Здесь были запеченные молочные поросята; вареники с сюрпризами; щедрая кутья, подчеркивающая окончание поста; блины и пироги, которыми угощали и тех, кто приходил колядовать.

13 января девушки и парни прятались под масками, а одного из молодых людей наряжали в женские одежды как символ Меланки. В это время также принято было гадать на суженого, на исполнение желания, появление ребенка и многое другое. Колядовать ходили только до полуночи, пока не разгулялась нечистая сила.

Сейчас праздновать старый Новый год принято так же, как и новогоднюю ночь. Загадывать желания, отправлять поздравления родным и близким, дарить подарки, а также постараться
завершить то, что не получилось осуществить до 1 января.

Церковь Рождества Христова

Со второй половины XVIII века на холме, у Старой Смоленской дороги, в бывшей Ямской слободе, стоит каменный храм, возведенный во славу Рождества Христова. Следует отметить, что в писцовых книгах князя Волконского за 1627 год упоминается о деревянном храме, стоявшем прежде на этом месте, с престолом во имя святого великомученика Дмитрия Солунского.

В 1763 году при строительстве на средства прихожан нового храма ветхий деревянный разобрали. В центральном холодном (летнем) храме освятили престол в честь Рождества Христова. В то же время к нему пристроили трехъярусную колокольню и два теплых (зимних) придела, объединенных обширной трапезной. Престолы в приделах освятили, с северной стороны – во имя великомученика Димитрия Солунского и с южной – во имя преподобного Нила Столбенского чудотворца. Территорию вокруг храма обнесли каменной оградой с коваными решетками.

Христо-Рождественский храм очень пострадал в 1812 году. Находясь рядом со Старой Смоленской дорогой, по которой французы шли на Москву и отступали обратно, он был сильно разрушен и полностью разграблен. Богослужения возобновились только в 1832 году. К началу двадцатого столетия при храме действовала церковно-приходская школа, в которой учились около полуторы сотен мальчиков и девочек. После 1917 года учебное заведение закрыли, землю и дома отобрали, церковные ценности разграбили. В 1930 году решением исполкома горсовета Вязьмы Ямскую церковь закрыли, колокола сняли и отправили в фонд индустриализации на переплавку.

Многострадальный храм был сильно разрушен в годы Великой Отечественной войны и долго стоял в руинах. Только в 70-е годы Ямская церковь была восстановлена рабочими Вяземского участка реставрации Смоленских научно-реставрационных производственных мастерских под руководством инженера А.И. Степочкина. С 1979 года в здании храма разместился Вяземский филиал Государственного архива Смоленской области, благодаря чему он в относительно хорошем состоянии был передан Смоленской епархии. В январе 2015 года в храме возобновлено богослужение. Через два года настоятелем храма Рождества Христова назначен игумен Гавриил (Марков). С апреля 2019 года приход возглавляет иеромонах Аркадий (Чугунов).

Материалы подготовила Алина Сотник.