Краеведение – основа народной памяти

Вязьма – печальный памятник истории России, орошенный кровью миллионов русских людей. Только в годы минувшей войны здесь погибло около двух миллионов человек. Теперь о них никто не скажет: где они сложили свои головы во имя русского стяга? И только месяц молодой да горькая полынь вспомнят о них, без вести пропавших, засыпанных в безымянных оврагах и противотанковых рвах…

Ни Канны и Карфаген, ни Полтава и Бородино, ни Лейпциг и Ватерлоо, ни Сталинград и Берлин не видели такой кровавой трагедии, которую видела Вязьма на своих холмах и в ее окрестностях. Здесь, в верховьях Днепра и его притоков, на великом «Пути из варяг в греки», не раз разрешались проблемы между Востоком и Западом, между многими племенами и народами, такими, как гольды и угры (финские и русские племена, жившие между Можайском и Гжатском), поляки и французы, оставившие в наших музеях свои вещественные доказательства, а в нашей разговорной речи –
такие расхожие слова и выражения, как голь окаянная, анчутка косопятый, миндра, шаромыжники, шваль, шпана, ерунда, а также названия урочищ и деревень, таких, например, как Ляхово Сапегино и других.
Геродот, живший в V веке до нашей эры, впервые описал в своем сочинении «Мельпомена» скифско-персидскую войну, которая проходила на нашей территории. В своих лекциях академик Б.А. Рыбаков утверждал, что каждому слову Геродота надо верить. В VI веке смоленское племя, жившее около Солуни, откуда вышли братья Кирилл и Мефодий, гонимые готами, поселилось в урочище, которое вошло в историю под названием Смоленск, а его жители стали известны как смоляне. Родичи смолян в это же время основали город Киев, дав ему имя своего князя. А внук Кия Сержень основал на левом берегу Вязьмы село Сережань. До сих пор около руин Сережанской церкви сохранились следы разрушенных катакомб –
усыпальниц. Одно надгробие еще в прошлом году лежало там под открытым небом с надписью на нем, где цифры были написаны символами странного происхождения. Фотография этого уникального памятника хранится у О.Е. Селявиной. О том, что Сережань была основана Серженем, упоминает Е.Н. Клетнова, ссылаясь на И.И.  Писарева, но этот источник мне неизвестен. Мне мнится, что есть какая-то связь между Сережанью и деревней Киево, расположенной почти рядом, через Вязьму-реку…
Не случайно А.А. Кондрашенков, доктор исторических наук, в своих сочинениях утверждает, что Вязьма – этнографическая колыбель великой русской народности, получившая свое имя от Русятки, урочища Вязьмы. Судьбой неумолимой было суждено предкам и потомкам А.С. Пушкина жить на Вяземской земле. А внучка великого поэта, Вера Александровна Мезенцева, нашла свое вечное успокоение в склепе Рыхловской церкви. Но какие-то варвары в 1955 году не пощадили останки восьмерых усопших, в числе которых был герой обороны Севастополя, генерал от инфантерии П.И. Мезенцев. Один из мародеров воспользовался его сапогами. Крестьянка из деревни Подрезово Захаренкова Мария Ивановна останки предала земле, а трафаретную табличку с гробницы П.И.  Мезенцева передала в краеведческий музей. Она совершила нравственный подвиг, достойный большой награды и большой благодарности. В этом деле надо отметить и местных краеведов: А.К. Клименкова и Л.В. Бурмистрову, а также всех, кто принимает участие в благоустройстве Рыхлова. Они нашли место захоронения Мезенцевых, обустроили могилу, зажгли лампаду над ней, совершили отпевание по уставу православной церкви… Есть еще рыцари в нашем Отечестве!
А.С. Пушкин никогда не был на Смоленщине, но славный персонаж из его романа «Капитанская дочка» взят из нашей жизни. Бессоновская церковь была построена Петром Федоровичем Гриневым в 1773 году. Фамилия и имя совпадают. А, дело было так. Н.З. Повало-Швейковский вместе со своим денщиком Савельичем был послан в стан Пугачева в качестве лазутчика. Екатерина II, узнав о его подвиге, наградила его земельной собственностью в Смоленской губернии. Он оставил об этом свои записки и передал их В.В. Энгельгардту, который, в свою очередь, познакомил с ними А.С. Пушкина. Вот они-то и стали краеугольным
камнем «Капитанской дочки»!
Исследуя Бессоновское кладбище, случайно, в овраге, я обнаружил опрокинутый памятник. Рядом со взорванной немецкими оккупантами церковью сохранилась позолоченная надпись: «Вера Ивановна Савицкая. 1885-1907». Евгения Александровна Яковлева (девичья фамилия Савицкая), 95-летняя жительница деревни Алфёрово, рассказала мне, что ее отец был родом из села Самцово из-под Дорогобужа и что Светлана Евгеньевна – из их рода. Факт очень интересный, его нужно проверить краеведам. И памятник, и самолет, на котором Светлана Евгеньевна, будущий космонавт, тренировалась, — являлись бы символическими фактами того, что ее родовые корни произрастают на Смоленщине.
Жизнь каждого из нас есть стремление к благу. А то, к чему мы стремимся, и дано нам… Именно краеведение дает это благо. Оно дает нам знание о жизни людей во времени и пространстве, как они жили, чем занимались, сколько лет любовались своей жизнью, в какие времена говорили: «Как хорошо на земле, и на ней человек!» Почему во времена крепостного права многие люди свободно доживали до 100-120 лет, а ныне наша жизнь сократилась почти что наполовину? В чем дело? Во-первых, надо знать, что человек зонален во всех отношениях: в обрядах, обычаях, в верованиях, в пище. Люди стали уходить со своих насиженных мест, со своего меридиана и со своей географической параллели, где климат совершенно другой; организму трудно привыкнуть к другим условиям, к другой пище, к другой воде. Веками у нас была одна пища для многих поколений – и человек был здоров.
Человек где родился – там и пригодился. «Умри, но со своей земли не сходи», — так говорили наши предки. У нас красивая земля. Такой красоты нет нигде в мире. У нас много лесов, много рек с их поэтическими названиями. Наша земля богата лекарственными растениями, которых, к великому сожалению, мы не знаем. А они растут у нас под ногами, мы их топчем. А ведь все это Господь создал для нас. Жители моей деревни доживали до преклонных лет, не зная, что такое аптека, а многие из них даже ни разу не видели города. Краеведы должны знать лекарственные растения и уметь ими пользоваться.
У каждого человека есть врожденное чувство любви к тому месту, где он родился. Это место для него священно. Оно – самое дорогое на свете. Еще Гомер вложил в уста Одиссея это чувство, который просит царя Алкиноя: «Мне, злополучному, путь учредите в отчизну возвратный; много я бед претерпел, но готов и погибнуть, лишь только б светлый свой дом и семью, и рабов, и богатства увидеть» (Одиссея, М., 1981, с.118). В  другом месте Одиссей говорит: «Сладостнее нет ничего нам отчизны и сродников наших» (с. 139.). Об этом можно прочесть в Библии, у Вергилия и других. Чувство отчизны присуще каждому поколению, оно исторично. Проникновенно говорится о любви к родине в русской литературе: «О, светло светлая и украсно украшенная земля русская и многими красотами удивлена еси: озерами многими удивлена еси, реками и источниками, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городами великими, селами дивными, садами обильными, домами церковными и князьями, боярами честными, вельможами многими. Всем ты наполнена, земля Русская!».
Великий белорусский просветитель Георгий Скорина в своей проповеди говорил: «Даже звери, бродящие в пустыне, знают свои ямы; птицы, летающие по воздуху, ведают свои гнезда; рыбы, плавающие в море и реках, знают свои глубины; пчелы и им подобные обороняют свои ульи. Тем более люди должны иметь великую любовь к тому месту, где они родились и выросли».
В заключение хочу процитировать Л.Н.  Толстого, сослаться на его мудрость, чтобы подтвердить свою мысль: любить Родину – это, прежде всего, любить то место, где человек родился, любить свой отчий край, свою деревню, свою улицу, свой дом: «Без Ясной Поляны я трудно могу представить Россию и мое отношение к ней. Без Ясной поляны я, может быть, яснее увижу общие законы, необходимые для моего Отечества, но я не буду до пристрастия любить его».
А. Жаворонков, 2006 год.