Каждый третий выпускник вяземских школ принимает решение получать высшее образование в другом городе. Каждый второй из них не возвращается на малую родину после получения диплома, стараясь построить жизнь и карьеру подальше от дома. Но есть «исключения из правила», которые, вопреки всем личным и профессиональным возможностям, решают остаться в Вязьме или вернуться сюда после нескольких лет «скитаний». Кто они: отчаявшиеся консерваторы или осознанные патриоты? Мы попытались выяснить, пообщавшись с тремя вяземскими парами.
Помешанные на спорте
Дмитрий и Мария Якушины познакомились в 2018 году на тренировке по волейболу. Он – выпускник Вяземского филиала МГУТУ имени К.Г. Разумовского по профилю «Компьютерные технологии», сотрудник отдела IT на Вяземском кожзаводе. Она – выпускница журфака СмолГУ, молодой корреспондент районной газеты «Вяземский вестник»…
«Мы оба были помешаны на спорте и на своей работе, так и нашли друг друга, — вспоминает Мария. – На тот момент я уже два года жила в Вязьме после окончания вуза и неудачной попытки реализоваться в одном из смоленских СМИ. О том, что так сложилось, никогда не жалела: в отличие от областного центра, где таких, как я, «молодых талантов» было пруд пруди, в родной Вязьме мои навыки и знания оказались на вес золота. В районной газете, только-только перешагнувшей столетний порог, ожидались масштабные перемены в связи с реорганизацией, в том числе переориентация с бумажной версии на соцсети. Мне эта сфера была интересна, и я вызвалась вести группу нашего издания сразу в двух социальных сетях. Новые обязанности затянули с головой, я чувствовала большую пользу и важность того, чем занимаюсь. Встретившись с Димой, я сразу поняла, что мы — на одной волне. Вместе мы стали понемногу прокладывать свой профессиональный и личный путь, поддерживая и помогая друг другу».
«У меня изначально не было желания уезжать из Вязьмы, хотя возможность была, — поделился Дмитрий. – На предпоследнем курсе университета мне предложили поехать в качестве волонтёра на зимние Олимпийские игры в Сочи. Задачей моей и ещё нескольких моих одногруппников было снабжать продовольствием спортсменов и гостей Олимпиады-2014. Два месяца мы прожили в сказочном зимнем Сочи, и за это время я познакомился с десятками классных людей из разных городов России, некоторые проявляли заинтересованность во мне как в будущем IT-специалисте. Почему же в итоге остался в Вязьме? Пожалуй, до сих пор не знаю ответа на этот вопрос. Но это решение, как позже выяснилось, оказалось судьбоносным».
Вместе на регулярной основе занимаясь волейболом, молодые люди заметили острую нехватку профессиональных тренеров и оборудованных площадок для тренировок. На тот момент в городе была лишь одна команда, способная достойно представлять Вязьму на областных и межрегиональных турнирах. Практически вся подающая надежды молодёжь уезжала в другие города, не видя здесь перспектив для развития, в том числе в спорте. Дима и Маша захотели переломить эту тенденцию и снова сделать волейбол в Вязьме массовым.
«Мы начали с главного: формирования сообщества, - рассказала Маша. – Для этого создали группу «Вконтакте», в которой стали публиковать небольшие новости из волейбольной жизни города. А летом 2021 года мы с мужем впервые попали на турнир по пляжному волейболу в городе РжевеТверской области и так сильно влюбились в этот вид спорта, что захотели сделать площадки для «пляжки» и в Вязьме. Мы собрали команду единомышленников, поддержавших нашу идею, и весной 2022 года подали заявку на грант. На выигранные 150 тысяч рублей удалось построить две песчаные площадки и провести в Вязьме первый междугородний турнир по пляжному волейболу».
Но на этом молодая семья Якушиных не останавливается. В августе в рамках Дней городских сообществ (уличного фестиваля, который городские активисты Вязьмы проводят ежегодно) ребята будут помогать обустраивать волейбольную площадку в центральном парке города. В открытии нового спортивного объекта примут участие более 30 человек.
Осознанный выбор
Для молодого вяземского предпринимателя и городского активиста Максима Соколова выбор между Москвой и Вязьмой стал более чем осознанным. «После одиннадцати классов, в возрасте шестнадцати лет, я поступил в вуз и уехал в Москву, как и почти весь наш физико-математический класс, — рассказал вязьмич. – Там прожил несколько лет: учился, работал, снимал с друзьями квартиру. Но, несмотря на все возможности и перспективы столицы, душа у меня к ней не лежала. Я понял довольно рано и очень отчётливо, что столичная суета, толпы людей, теснота, «человейники» и прочие радости жизни мегаполиса – точно не моё и не для меня. Точно моё – тишина и простор; леса и поля до горизонта; дом с зелёной лужайкой; своё семейное дело и всегда рядом семья. Не было какого-то «судьбоносного момента»: осознание и принятие было постепенным. Я принял решение вернуться обратно в свой родной город, и оно, это решение, оказалось правильным».
У супруги Максима Ирины тоже было немало возможностей выбрать другой город для жизни. Или даже страну. Отличница, выпускница филфака Смоленского госуниверситета, девушка участвовала в престижной стажировке во Франции и какое-то время жила в Европе, совершенствуя своё владение иностранным языком. Вернувшись в Россию, она поселилась в Новочеркасске, где в то время жили её мать и отчим-военный, работала при библиотеке Суворовского военного училища МВД, а в 2017 году вернулась в родную Вязьму и устроилась корреспондентом в редакцию «Вяземского вестника».
«В 2011-м году я уезжала из Вязьмы учиться в СмолГУ с мыслью, что не вернусь сюда никогда, — вспоминает девушка. – На тот момент я считала Вязьму «дырой» и «болотом» и видела картинку своей будущей жизни в большом городе. В областном центре я познакомилась с умными и интересными ребятами из маленьких городов Смоленской и Псковской областей, которые превосходили в моих глазах ребят из Смоленска. Постепенно моя детская теория о том, что большой город – это чудо чудесное, начала терпеть крах. К тому же Смоленск не стал мне родным: было глубоко все равно – хорошие у смолян дороги или плохие; строят в городе новые дома или нет. Я не знакомилась с активистами, потому что не хотела прикладывать свои руки к «чужой» территории.
Потом я проходила трехмесячную стажировку во Франции; девять месяцев жила и работала в Ростовской области. В каждом месте я находила то, что любила (драмтеатр и бальные танцы в Новочеркасске и открытие для себя ресторанной культуры в Бургундии), но так и не смогла найти свой путь, свою устойчивую и увлекательную колею в личной и профессиональной жизни. Я знакомилась с людьми, которые с любовью в голосе говорили об истории и географии тех мест, где я тогда жила и работала. И в какой-то момент стала ловить себя на мысли: мне дико грустно, что я, вязьмичка, не знаю толком ничего о родной земле. Я сильно захотела наверстать упущенное: объездить Смоленщину и найти «жемчужинки», которыми буду гордиться и про которые буду рассказывать своим друзьям – гостям Вязьмы».
Я вернулась в 2017-м году. У меня с первого месяца появились ученики, а через три месяца я увидела своего будущего мужа. Мы с ним оба влюблены в свою малую родину: ходим за грибами в леса, близ Покрова; купаемся в Козловом озере за Новоникольским; ездим в велопоходы по нашим дорогам и полям и кайфуем от вида аистов, журавлей, сов, лосей, зайцев и кротов. Мы живём в построенном Максимом доме, высаживаем свой сад, и я счастлива быть здесь и жить свою прекрасную жизнь. Я чувствую, что нахожусь на своем месте!».
Вместе Максим и Ирина стали «локомотивом» нового массового велодвижения в городе, в рядах которого состоит несколько сотен человек и силами которого теперь проводятся ежегодные общегородские велопарады. А в прошлом году вяземский клуб «ЗаВело» стал первым и единственным в Смоленской области, занимающимся организацией квалификационных бреветов. «В Вязьме я построил дом и посадил не одно дерево, — говорит Максим. – В Вязьме родилась моя дочь и уже перешла в шестой класс замечательной школы №10. В Вязьме я встретил свою любимую супругу. Как бы дальше ни сложилась судьба, именно Вязьма – мой родной и любимый город. Теперь уже точно».
Дауншифтинг по-вяземски
«Переехали на дачу, а остались на 15 лет», — так начала свой рассказ о внезапном переезде на Вяземскую землю Марина Мельникова. Москвичка, культуролог с высшим образованием и опытом работы в крупных периодических изданиях столицы, Марина с мужем приобрела небольшой участок земли с домом в деревне Покров в 2008 году… и больше не захотели жить в городе. «Сейчас мы сами не понимаем, почему не вернулись тогда в Москву, — признаётся она. – После душного и шумного мегаполиса так нравилось жить в нашей деревне. К тому же нас стало так много, что возвращаться с тремя детьми в московскую квартиру было уже попросту странно. А здесь был, пусть пока и не большой, но свой дом, сад-огород, детский садик и школа в соседней деревне. Дети росли на природе здоровыми и свободными – чего ещё было желать? А вскоре появилась ещё возможность начать своё дело, которому отдавались всей душой. Вместе с друзьями из Москвы мы открыли свою небольшую ферму для производства натуральной молочной продукции в Покрове. Мой муж Алексей, помимо этого, ещё был тренером по лыжным гонкам в вяземской спортивной школе .
Освоившись с ролью дауншифтера, я почувствовала, что в рамках деревни мне становится тесно. Тогда я стала активно смотреть по сторонам, ища единомышленников. Так судьба привела меня в редакцию «Вяземского вестника», где я познакомилась с Машей Якушиной, предложившей «тряхнуть стариной» и написать пару материалов для газеты. А вскоре Маша познакомила меня с другой Машей – Ласковец, которая искала помощников для благоустройства пешей тропы на Русятке и которая пригласила меня поучаствовать в её инициативе. Когда молочное производство пришлось закрыть, мне предложили место делопроизводителя на заводе «НОВА-Брит». Сразу освободилось время для добрых дел! Вместе с Машей и другими ребятами из её команды мы написали грант на строительство новых объектов на пешей тропе, выиграли его и помогли проекту сделать большой шаг вперёд».
Вдохновившись идеями вяземских активистов, Марина и Алексей стали претворять некоторые из них в своей деревне. Как участник вяземской команды всероссийского движения «Культурный патруль» Марина взяла шефство над старинной колокольней в Покрове. А ещё она с мужем в свободное от работы время занимается реставрацией изразцов и узорных наличников. «Сложности были и есть, — отмечает женщина. – Из-за низкого уровня зарплат моему мужу пришлось найти работу в большом городе, но о совместном переезде мы пока не думаем. Потому что жить нужно не там, где много супермаркетов и открытых вакансий, а где свободно дышит твоя душа».
Мария Киселёва.
Фото – «Вконтакте».