Одним из первых после родителей открывает ребенку мир и учит его жить в этом мире учитель начальных классов. Какой он? Ответ у каждого свой, основанный на собственном опыте. Но большинство учителей начальных классов едины в одном – любви к своей профессии и к детям. И живут они по принципу: если любишь – научишь, поможешь, поддержишь, не останешься равнодушным. Учитель — как Солнце. А у него, как известно, нет врагов. Солнцу никогда не мешает тьма. Оно светит и греет всем и каждому. Как и учителя, которые искренне «сеют разумное, доброе, вечное»… Хочется от всей души сказать им всем: «Большое спасибо за то, что вы есть!».
С годами многие события нашей жизни, в том числе и школьной, стираются из памяти. Но я никогда не забуду уроки своего детства. 1 сентября 1982 года… Я иду в школу. Нас, учеников первого класса, было 42. Такие нерешительные и даже испуганные малыши. А Маргарита Ивановна Морякова уверенно и спокойно повела нас в большой светлый класс средней школы №4. И куда-то исчезли застенчивость и нерешительность.
Каждый урок Моряковой был путешествием по «океану» знаний и открытий. Кроме занятий в классе и библиотеке, это были спектакли, концерты, экскурсии в сочетании с шутками и веселыми рассказами моей любимой, самой доброй и красивой первой учительницы. Чуткая и отзывчивая, одновременно строгая и справедливая, она заботилась о нас как о собственных детях. Маргарита Ивановна научила всех правильно держать ручку, старательно выводить буквы и цифры… Под ее руководством мы сами прочитали первые слова, решили первые примеры и задачи, выучили таблицу умножения…
По словам учительницы, ее ученики были очень способными… Она верила в нас и для каждого находила особые слова поощрения. Уроки Маргариты Ивановны давали представление о вечных ценностях и преходящих явлениях, о добре и зле, о мире и своей малой родине, о нашей стране и народе, ее населяющем. Мы сочувствовали героям книг, которые читали вместе с учителем; под ее руководством овладевали силою слова, узнавали тонкости родного языка… Маргарита Ивановна учила нас правильно жить и верно познавать мир; мечтать и воплощать свои фантазии в реальность; быть добрыми и мудрыми, толерантными и успешными…
Самое главное, что учительница всегда находила с нами, своими учениками, общий язык. Она много рассказывала о самых ценных человеческих качествах: мудрости и милосердии; доброте и дружбе; об умении прощать своему товарищу его ошибки и забывать обиды. И это было так необходимо нам, малышам, у которых только-только начинал формироваться характер, которые делали первые шаги на пути социализации в обществе! Маргарита Ивановна никогда не укоряла и не наказывала своих учеников, а всегда ровно и спокойно, можно сказать, исподволь обращала их внимание на сомнительные поступки. Просто говорила о том, о чем ее воспитанники даже и не задумывались…
Маргарита Ивановна сумела сплотить класс в единый дружный коллектив, основанный на взаимовыручке. И мы всегда побеждали в разных школьных конкурсах, благодаря дружбе и сплочённости. Запомнились классные походы и экскурсии. Здесь любимая учительница открывалась с новой стороны, становясь заботливой и любящей второй мамой. Она старалась накормить нас вкусно, раскрыть неведомые странички из жизни природы. Мы знакомились с лекарственными растениями, народными приметами, изучали особенности родного края.
Именно Маргарита Ивановна заметила у меня интерес к работе с малышами и, когда я стала взрослее, частенько обращалась ко мне за помощью в организации какого-либо мероприятия. И это не было игрой, а настоящим делом. Любимая учительница доверяла мне во всем. А я, мечтая стать педагогом, старалась ей подражать. Об этом же думала и моя мама. Помню слова Маргариты Ивановны, сказанные мне как напутствие перед дорогой в большую самостоятельную жизнь: «Секрет успеха педагога – в непреодолимом желании работать, в огромном трудолюбии и честности – перед собой и окружающими людьми». И эти слова для меня – руководство к действию.
…Ни для кого не секрет, какое это нелегкое дело — учить детей и какая огромная ответственность ложится на плечи того, кто этим занимается! Ведь во многом от педагога зависит будущее ребенка. Я благодарна судьбе за то, что моим первым учителем была М.И. Морякова. Это педагог с большой буквы…
И вот я гордо шагаю по пути, предначертанному Маргаритой Ивановной, с уверенностью в том, что учитель — моё призвание! Верю в то, что смогу из маленького человечка вырастить настоящего гражданина своей страны; воспитать личность; помочь ему определить правильный путь во взрослой жизни. Мне близко то, что учительский труд требует энциклопедических знаний, настойчивости и терпения; что я смогла душой прирасти к школе. С любовью к детям и своему делу…
А подтверждение тому — 28 лет работы педагогом в начальных классах Андрейковской средней школе, где очень дружный и доброжелательный коллектив. И в том, что я нашла свое призвание – большая заслуга Маргариты Ивановны Моряковой. Я благодарна ей за это. И, несмотря на то, что любимой учительницы уже более двух лет нет на этом свете, она всегда рядом — в моих мыслях, делах, поступках… Я люблю свою профессию и горжусь тем, что стала педагогом.
В. КУЗИНА.
На снимке: В.А.Кузина со своими учениками.
Другие материалы, посвященные году педагога и наставника читайте в газете «Вяземский вестник» № 28 от 13.07.2023.