В числе активных участников «Большого этнографического диктанта», не первый год представляющих Смоленскую область, — коллектив средней школы №10. Уровень своей этнокультурной грамотности в этом году проверили 145 ребят из начальной школы и 212 представителей среднего и старшего звеньев.
Наибольшую активность проявили учащиеся классов: 2-б (24 человека), 3-б (28 человек), 4-б (25 человек), 5-а (23 человека), 5-б (27 человек), 6-а (29 человек) и 9-а (21 человек). И среди них есть те, что смог правильно выполнить все задания и получить наивысший балл. Это Г. Яковенков, И. Рузанкин, В. Росинская, Н. Ракузов, А. Никулина, А. Новикова, Н. Ноздренкова, А. Себенков, А. Александрова, С. Андриаш, С. Анпилов, П. Афонина, А. Бабина, Я. Воробьёва, М. Галичина, Д. Гусарова, А. Залепуга, А. Захаренкова, Д. Зуев, И. Казначеев, К. Кормышов и многие другие.
С вопросами успешно справился и я, автор этих строк. Они были разной сложности, но все интересные. Задумался над вопросом о башкирских свадебных обрядах. Ответа не знал, но припомнился знаменитый мед из этих чудесных мест. Ну, конечно же! Медом и маслом встречают башкирскую невесту.
А вот вопрос о блюде из рисового теста с начинкой из кимчи и мяса. Конечно, каждый дальневосточник знает пянсе! И мы узнали. Осталось только попробовать! Или вопрос о символе власти русской хозяйки. Оказалось – это хлебная лопата. Догадаться несложно: всё, что относится к очагу и готовке, связано с женщиной. А на вопрос о самом большом острове России, который нивхи называют Ых-миф, я ответил сразу. Уроки географии помогли!
Большинство вопросов регионального диктанта оказались достаточно знакомыми. Например, основные промыслы на Смоленщине; Гнездово – комплекс археологических памятников; известный торговый путь по Днепру – «из варяг в греки»; знаменитый археолог, историк, краевед, литератор, коллекционер Е.Н. Клетнова… Этнографический диктант привлёк внимание не только учеников, но и взрослых. В нем приняли участие 48 родителей и 20 учителей из нашей школы. А в общем и целом – это 425 человек.
Данные мероприятия полезны для нас, молодых. Появляется желание отыскать свои корни, понять обычаи и традиции предков. Интересно узнать и о тех, кто живет рядом. Ведь знания являются основой для взаимоуважения и согласия между людьми разных национальностей.
А. ЕГОРОВ.