Прошло 78 лет с тех пор, когда наш древний город был почти полностью стёрт с карты Смоленской области. Проходя сегодня по знакомым улицам, живя в новых, комфортабельных домах и не деля при этом свою жилплощадь ещё с одной-двумя семьями, пострадавшими от бесконечных бомбёжек, многие из нас даже не пытаются представить, какой была жизнь людей в первые дни после освобождения. Вязьма, какой мы знаем её сейчас, была практически с нуля возведена на обломках старого города руками сотен и тысяч строителей, которые строили не просто дома и предприятия, а творили будущее для многих и многих поколений вязьмичей.
Современную Вязьму часто называют «городом-оксюмороном». В нём, как и во всей русской провинции XXI века, удивительным образом сочетаются черты давно ушедших столетий и следы стремительно ворвавшегося в нашу жизнь научно-технического прогресса. Облик города за послевоенные десятилетия неоднократно менялся, но отдельные его улочки и дома всё ещё «дышат» прошлым. Немые свидетели войн и революций, они выбиваются из общего строя типовых многоэтажек и советских «хрущёвок», глядя на прохожих пустыми глазницами окон и отпугивая их совсем не парадным фасадом. И только таблички, указывающие на то, что тот или иной дом является памятником архитектуры регионального или федерального значения, напоминают нам о его значимости для отечественной историографии.
Но есть и положительные примеры. Дом № 7 по улице Ленина — одно из немногих жилых строений, уцелевших в годы Великой Отечественной войны. Построенный в историческом «сердце» Вязьмы в конце XVIII века, он был отдан под аптеку, в годы советской власти здесь устроили баню, а после войны дом стал жилым, потому что с жильём в те годы было совсем туго. Сегодня в одной из квартир этого старинного дома собирается вяземская молодёжь, смотрит кино, играет в настольные игры, общается и расширяет свои знания о городе. Такая вот «вторая жизнь» у памятника архитектуры.
Достойное перерождение пережил и дом № 16 по улице Комсомольской. Возведённый в конце XIX века, он, предположительно, являлся собственностью вяземских купцов Векшиных и был одним из самых больших в дореволюционной Вязьме. После войны дом долгое время стоял заброшенный, а в 2013 году силами смоленского поискового движения «Долг» в нём был открыт Центр патриотического воспитания молодёжи и создан музей, увековечивающий память всех известных и безымянных защитников нашей Родины, отдавших жизни за неё на Смоленской земле. В экспозицию вошли находки смоленских поисковиков, поднятые ими из земли в ходе ежегодной “Вахты памяти”. А в начале прошлого года здесь был открыт ещё один экспозиционный зал, посвящённый мирной жизни советских граждан, советскому быту и традициям.
Наряду с «городом-оксюмороном» Вязьму называют ещё и «городом церквей». Когда-то, в далёкие дореволюционные времена, их у нас было более двух десятков. Благовещенская, Духовская, Воскресенская, Дворцовая – раньше эти названия были на слуху у всех вязьмичей от мала до велика, но теперь об их изящном облике и богатом внутреннем убранстве мы можем судить лишь по архивным фотографиям и изысканиям краеведов. Тем временем многие из уцелевших вяземских церквей видели больше, чем все жители города, вместе взятые.
Во второй половине XVII века в Вязьме, на территории древнего городища, был возведён каменный храм. Получив название Троицкого, он на многие годы стал архитектурной и духовной доминантой нашего города, своеобразным ориентиром как для приезжих гостей, так и для самих вязьмичей. Первое упоминание о деревянном храме во имя Святителя Николая, стоявшем в пределах «верхнего малого города» на Соборной горе, относится к 1015 году и связано с «Житием Преподобного Аркадия Вяземского и Новоторжского». В 1610 году соборный храм был разорён польскими отрядами под предводительством гетмана Жолкевского, а уже в 1635 году был отстроен заново и в честь заключения под Вязьмой Поляновского мира в день Святой Троицы переименован из Никольского в Троицкий.
Но на этом испытания, выпавшие на долю этого поистине величественного строения, не закончились. Грянула Отечественная война 1812 года. Вступившие в город наполеоновские войска сожгли и частично разрушили соборный храм, а в уцелевшей его части устроили соляной склад. После изгнания захватчиков с нашей земли он ещё несколько лет стоял в запустении, но к 1815 году был восстановлен на средства, выделенные Священным Синодом.
Очередное «наступление на веру» постигло Вязьму после установления советской власти. В 1929 году Свято-Троицкий собор был официально закрыт для прихожан. Вся богатая утварь, древние книги и иконы были «экспроприированы» новой властью и в дальнейшем исчезли бесследно. Но в 1941 году грянула Великая Отечественная война. Чтобы поднять дух народа и укрепить веру людей в скорую победу над врагом, в закрытом храме на Соборной горе возобновляются богослужения и с тех пор больше не прекращаются.
Другой молчаливой «свидетельницей» военного прошлого Вязьмы стала церковь Рождества Богородицы. Она была возведена на левом берегу реки Вязьмы на месте шатровой деревянной церкви в 1727 – 1728 годах. После Отечественной войны 1812 года здание пострадавшего храма долго восстанавливалось. А спустя век, в мае 1913 года, «Вяземский комитет 1812 года» признал Богородицкую церковь храмом-памятником.
Суровые отпечатки прошлых столетий и сегодня заметны на «теле» Богородицкой церкви. Судьба этого памятника архитектуры похожа на человеческую, за тем лишь отличием, что не каждая человеческая жизнь может вместить в себя так много событий и потрясений. В начале 1930-х годов Богородицкая церковь была закрыта и передана под дом физкультурника. В трапезной части её был устроен кинотеатр, колокольня была разобрана. В годы Великой Отечественной войны храм тоже серьёзно пострадал, о чём свидетельствуют первые фотографии освобождённой Вязьмы.
В послевоенные годы в здании Богородицкой церкви размещались городской радиоузел, кинотеатр и дом пионеров. А с 1970 года в трапезной части храма находится Вяземский историко-краеведческий музей. Руководство и сотрудники музея трепетно относятся к своему «дому» и к хранящимся в нём историческим реликвиям, потому что знают: цена истории порой бывает неоценимо велика.
Мария Киселёва.