Полтора столетия бегут, бегут пути-дороги…

Вязьму издавна считают городом железнодорожников. С этим нельзя не согласиться. И не только потому, что значительная часть взрослого населения нашего города трудится на предприятиях и в организациях узла. Но и потому, что вяземские железнодорожники всегда находились в гуще политических событий, сыгравших важную роль в истории страны. Многие из них совершили героические поступки, которые «красной строкой» вошли в историю не только нашего города, но и страны. Важность и значение Московско-Смоленской железной дороги понимали еще в XIX веке. Концессия на ее строительство получила высочайшее одобрение и была утверждена императором Александром II 15 декабря 1868 года. Торжественное открытие однопутной Московско-Смоленской железной дороги состоялось 19 сентября 1870  года. Через станцию Вязьма началось регулярное движение грузовых и пассажирских поездов.

Из глубины веков

В канун революции в паровозном депо появился социально-демократический кружок. Его ядром стали наиболее сознательные рабочие – В.Я. Рогов, Н.П. Иванов, Н.И. Зуев, С.Н. Никитин, ранее работавший в Петербурге и высланный из северной столицы как политически неблагонадежный… После «кровавого воскресения» деятельность кружка активизировалась, и в его ряды стали вступать молодые.

Всей мятежной работой на узле руководил стачечный комитет, который возглавлял заместитель начальника паровозного депо Д.С. Шилкин. После подавления Первой русской революции 14 членов стачечного комитета были схвачены жандармами и отправлены в ссылку. Однако подпольная работа продолжалась. В Первую мировую войну станция являлась важным стратегическим пунктом по приёму и отправке, пропуску воинских и санитарных эшелонов. С началом боевых действий Вязьма оказалась в центре потока беженцев, которые следовали через Смоленскую губернию вглубь страны. И это заметно сказалось на увеличении пассажиропотока. На средства и при содействии Татьянинского комитета, созданного по инициативе Великой княгини Т.Н. Романовой, тем, кто искал убежище, да и другим пассажирам на станции оказывалась продовольственная и медицинская помощь.

Накануне Октябрьского восстания большевистская организация начала борьбу за захват власти, одновременно защищая железнодорожный узел и охраняя все подступы к нему. Это было необходимо для того, чтобы задерживать контрреволюционные войска. Советская власть в Вязьме была установлена 25 октября 1917 года. И в этом немаловажную роль сыграли железнодорожники.

До 1920 года на узле восстанавливалось хозяйство, готовились кадры из молодежи. При паровозном депо даже была открыта школа ремесленного ученичества. На узле зарождались ударные бригады – продолжатели традиций коммунистических субботников. В паровозном депо начали появляться ударные цехи. Первым – стал инструментальный цех под руководством мастера И.С. Степанова. Сюда, как на экскурсию, приходили руководители и рабочие не только из других цехов депо, но и из разных предприятий города.

Во второй половине 30-х годов в стране стало быстро распространяться стахановское движение. И в Вяземском депо появились его последователи. Так, молодой машинист Константин Лашук водил поезда на большие расстояния точно по расписанию, при этом экономя уголь. За новаторство он был награжден орденом Трудового Красного Знамени, и это был первый орденоносец не только в депо, но и в городе. К тому времени паровозный парк пополнился мощными машинами. В их освоение, эксплуатацию и ремонт большой труд вложили молодые специалисты И.И. Загородний, М.Ф. Гудков, М.С. Кручинин.

Это была своя война

Через суровые годы испытаний прошли вяземские железнодорожники в годы войны. Они вели свою войну против фашистов. А началась она уже на третий день, когда на станцию стали прибывать паровозы с пробоинами в тендерах и котлах. Партийная организация направила все усилия на расстановку кадров, мобилизацию людей на круглосуточную работу. В начале июня 1941 года началась подготовка к эвакуации техники.

А через месяц на перегоне Присельская-Ярцево высадился фашистский десант, преградив движение поездов в сторону Вязьмы. В окружении оказалась бригада машинистов Б.А.  Болотина и М.С. Кручинина. В течение 10 дней они принимали все меры к тому, чтобы вывести из кольца составы с военными грузами. За проявленное мужество машинисты были награждены орденами Ленина. В конце июня 1941 года линия фронта проходила всего в 100 километрах от Вязьмы. Однако железнодорожники обеспечивали бесперебойную доставку войск и военных грузов на Западный фронт.

Немецко-фашистские захватчики придавали особое значение Вяземскому железнодорожному узлу, поэтому массированные налеты авиации были частыми. Трагическим для всех стало 31 июля 1941 года, когда вражеская авиация совершила сокрушительный налет на узел. Были разрушены вокзал, стальные магистрали, паровозное депо, производственные и жилые здания, сгорели около 1000 вагонов с боеприпасами. В этот день погибли более 500 человек, в числе которых и те, кто находился на своем рабочем месте: приемщик паровозов В. Халдеев, начальник цеха водоснабжения В. Петров и многие другие. Узел был, можно сказать, разрушен полностью. Но уже через 14 часов поезда опять пошли к фронту.

Фашистская авиация повторила массированный налет на Вязьму 17 августа. Огромные разрушения вновь были ликвидированы героическими усилиями вязьмичей и, прежде всего, — железнодорожников. Движение поездов на узле не прекращалось ни на сутки. В августе — сентябре 1941 года на станции были организованы и направлены в тыл врага партизанский отряд железнодорожников под командованием К.С. Заслонова.

В мае 1942 года, по решению Государственного комитета обороны СССР, создавались паровозные колонны специального назначения. В их личный состав вошли и вяземские железнодорожники. Их труд был оценен орденами и медалями. Среди них – В.Н. Прудников, Я.В. Антонов, П.Б. Репинский и другие. В июле 1942 за образцовое выполнение задания правительства и военного командования по перевозкам орденом Ленина был награжден П.И Лашук.

Из руин и пепла…

К моменту освобождения города от немецко-фашистских захватчиков железнодорожный вокзал был практически полностью разрушен, все путевое хозяйство оказалось в ужасном состоянии. 12 марта 1943 года Вязьма была освобождена. Страшную картину разрушений увидели железнодорожники, вернувшиеся вместе с наступавшими войсками. Предстояло все восстанавливать заново.

Не зная ни сна, ни отдыха, трудились воины-восстановители и работники узла. И уже утром 13 марта на станцию прибыл первый поезд, который привел машинист М.М. Кондратьев. Здесь же, у паровоза, прошел короткий митинг, на котором было решено: направить все силы на восстановление железной дороги в сторону фронта.

Авиация противника продолжала совершать налеты на узел. Приходилось восстанавливать уже восстановленное и вновь разрушенное. Особенно сильный налет был 5 октября 1943 года. Несмотря на заградительный огонь, часть вражеских самолетов все-таки прорвалась к станции, сбросив бомбы. Загорелось паровозное депо. Мужественно вступили в схватку с огнем дежурный Н.А. Христофоров, машинисты А.А. Бурцевич, В.М. Константинов и другие. И люди победили его…

Но было и немало жертв. Так, вражеские бомбы разрушили третий парк, при этом погибло немало людей и военных грузов. А при расцепке вагонов горящего состава с взрывчаткой погиб заместитель начальника паровозного отделения А.Ф. Малиновский. Самоотверженный труд вяземских железнодорожников высоко оценила Родина. Только в 1943 году орденами и медалями были награждены 155 вязьмичей. Железнодорожный узел постепенно поднимался из руин и пепла, и в этом была заслуга людей, понимающих его стратегическую важность в разгроме врага.

***

По многим позициям Вяземский железнодорожный узел можно считать уникальным. Так, в паровозном депо в 1917 году началась трудовая деятельность первого советского стратонавта Г.А. Прокофьева. В объеме города роль узла как объекта особой важности значительна с точки зрения гражданской обороны: Вязьма относится к первой группе. Станция имеет внеклассную степень, поскольку за год здесь обрабатывается около четырех миллионов вагонов. Кроме того, она является станцией стыка двух видов тока, и здесь производится смена локомотивов. Работники железнодорожного узла бережно относятся к своему историческому прошлому и к тем, кто внес свою положительную лепту в их развитие: на территории размещены стенды с соответствующими записями, а на зданиях – памятные доски.

Подготовила В. НИКОЛАЕВА.

Использованы материалы центральной районной библиотеки и Вяземского историко-краеведческого музея.