Кто они? В чём заключается их подвиг? Откуда такая высота их дел, что и через сотни лет люди обращаются к ним за помощью, за советом и получают от них эту благодать. Откуда столько святых на Вяземской земле? Больше вопросов, чем ответов. Давайте вместе постараемся разобраться в этом чудесном явлении и пополнить свои знания, если в этом есть нужда.
Сведений об Андрее Смоленском не так много. И нам известно, что только после смерти Андрея был обнаружен символ княжеской власти, который давал ему право занимать господствующее положение над другими. Но он избрал для себя подвиг скромного служения Богу, и то возле образов, позволив себе зажигать лампадки, прислуживать священникам, занимая в их рядах самую низшую ступень. Мы не знаем, какие молитвы он возносил к Господу и за кого молился. Но, подчинив свою волю безропотному служению православной Церкви, а в ней Богу, он победил себя. Скажите, многие ли из нас могут победить себя и отдать в подчинение своё время, отказавшись от власти и княжеских благ? Отказаться от того, к чему человек стремится всю свою жизнь. Согласитесь, это нереально. Он совершил то, что не сделали бы в его случае многие и многие из нас. В этом и заключается его подвиг. Это поразило людей, и они сохранили этот пример жизни Андрея Смоленского и донесли его до канонизации и причисления его имени к лику святых.
Пример жизни Аркадия Вяземского и Новоторжского до сих пор вызывает споры и разночтения. Юноша, избравший путь юродивого, и сегодня является загадкой для неверующих людей. Многим и невдомёк, как можно молодому человеку молиться на камне за город и за людей, живущих в нём. Как это можно выйти на улицу перед крестным ходом и подметать дорогу несущим праздничные хоругви и образа? И тем более, как можно запретить на тридцать поприщ находиться змеям и им подобным возле города, который расположен в болотистом месте, как раз в таком, в котором и любят селиться гады? Но, заметьте, ничего для себя. Всё для людей, живущих в городе.
Память, которую оставил вязьмичам преподобный Аркадий не только в поступках юродивого юноши, но и в поступках духовно зрелого человека, которому суждено было занять третью ступень в числе причисленных к лику святых по исторической лестнице канонизированных. Судите сами, первыми православными святыми были Борис и Глеб. Ефрем посетил в Вязьме Аркадия в 1015 году, чтобы узнать судьбу своего брата Георгия, который был конюшим у Бориса, сына князя Владимира, крестившего Русь в православную веру. Ефрем Новоторжский, получив информацию в Вязьме и посетив место гибели своего брата, решил увековечить подвиг первых русских святых Бориса и Глеба созданием в их память монастыря в городе Новый Торжок. Своим помощником и участником в этом святом деле он видел Аркадия из города Вязьмы. Таким образом, канонизация Бориса и Глеба, как первых русских православных святых, а затем Ефрема Новоторжского и Аркадия Вяземского и Новоторжского — звенья одной цепи, и то, что они так или иначе связаны с нашим городом, событие неординарное для православных христиан и для горожан. Правда, часто наши историки и краеведы начинают доказывать обратное. Аркадий Вяземский существовал в XV или даже в XVII веке, и не у нас, а только в городе Новый Торг или в Дорогобуже. Надо только представить себе, что если бы это было так, то не только бы мы знали, где похоронен Аркадий, но и дни, и даже часы его жизни помнили по преданию, не полагаясь на письменные документы, потому что такой светильник как Аркадий не мог оказаться под спудом и быть незамеченным.
Аркадьевский монастырь — особая часть разговора, а Аркадьевские чтения в Вязьме — и вовсе та удача, за которую нужно держаться и руководству города, и Вяземскому благочинию, потому что научные и краеведческие изыскания дополняют историю нашего города и являются источником духовных сил, привлекая внимание самого преподобного.
Чудо и раскрытие подлога камня, на котором молился преподобный Аркадий, и явление настоящего молитвенного места преподобного, в котором установлен камень, в часовне на лестничном марше в кафедральном Свято – Троицком соборе. Ведь это не просто изыскание краеведа Игоря Музыченко, а участие в этом чуде самого преподобного. К сожалению, молитвенное зрение верующих нуждается в духовной оптике, чтобы видеть и читать увиденное с помощью известной истины: «Имеющий уши да слышит».
За последние годы значимо пополнились сведения и места поклонения подвигу княгине Вяземской Иулиании. Замечательный образ святой у Иоанно – Предтечева женского монастыря — место постоянного посещения его молодожёнами, которые ищут защиты и помощи в создании духовно зрелой и целомудренной семьи и пример служения брачному союзу и клятве в его прочности перед Богом. Всё это заложено в публикациях, рассказывающих о произошедшей истории в XV веке, заслужившей канонизации и возведения в ранг достойного для подражания примера жизни Святой Иулиании. Ведь то, что сейчас является обыденном делом, для многих, связавших жизнь брачными узами и обязательствами, семейный союз — пример и поведение вяземской княгини Иулиании превратились в духовный смысл единения между мужем и женой.
Напомним, что обстоятельства, которые привели семью вяземских князей Семиона и Иулианию в город Торжок, где оказался в изгнании и князь смоленский Юрий, решивший завладеть ею, для чего устранил препятствие между ним и Иулианией, убив её мужа. Вяземская княгиня ответила Юрию ударом ножа. Силы были не равны, и Иулиания, спасая верность мужу и целомудрие, была убита смоленским князем. Таким образом, ценой собственной жизни она спасла клятвенное обещание Богу в супружеской верности.
Сейчас, когда разводов больше, чем браков, защита целомудрия не является подвигом и доказательством Господу в клятвенной присяге на верность второй половине. Но цена таких решений велика. Демографическая обстановка настолько ставит под угрозу существование самого государства, в котором мы живём, что в будущем мы можем не сохранить его не по причине страшной войны или какой-либо болезни, а просто потому, что мы сознательно изведём себя как человечество на планете Земля.
Таким образом, вяземские святые задолго до проблем, наступающих не только на веру, но и саму жизнь человечества как таковую, предупреждали нас и указывали правильный путь к спасению.
А такие святые, как Герасим Болдинский, спасали Россию и несли не только духовный меч монаха, но и прочную бронь, которая защищала русскую землю от врагов и всякой нечисти.
Преподобный Герасим Болдинский и Вяземский Чудотворец родился в 1490 году в городе Переяславль-Залесский. Отец его Михаил и мать Мария жили в благочестии, сына своего нарекли Григорием. Ещё ребёнком, посещая храм, Григорий находил для себя много утехи и радости. В Переяславле в это время процветал известный по всей Руси Горицкий во имя Пресвятой Богородицы монастырь, который отличался величием богослужения и строгой жизнью монашествующих.
Среди иноков обители отличался своей строгостью и праведной жизнью старец Даниил, сподвижник великого князя Василия III, крестный отец его сына Иоанна Грозного.
Григорий часто бывал у великого старца, который оказывал на отрока неотразимое влияние. В 13 лет Григорий со слезами умолил старца принять его к себе. Преподобный Даниил принял мальчика послушником и в скором времени постриг его в иночество с наречением имени Герасим.
В начале XVI века Великий князь Василий Иванович окончил войну с Литвой, овладел Смоленском, который целых сто лет был под властью Литвы. Смоленский край был разорён и во многих местах обезлюдел.
По благословению своего духовного наставника преподобный Герасим направляется к западным границам России с намерением поселиться в пустынном месте, чтобы без помех предаться молитве. Преподобный жил в дремучем лесу недалеко от Смоленской дороги. Через два года по особому видению он пришёл на Болдину гору, где у источника рос огромный дуб, и устроил храм во имя Живоначальной Троицы, положив основание Свято – Троицкому Болдинскому монастырю.
В 1535 году Герасим Болдинский вместе со своим учеником Семионом поселился в полутора верстах от города Вязьмы, на берегу реки Бебри в густом ольховом лесу. Место это славилось у вязьмичей тем, что здесь собирались разбойники, воры и всякого рода буяны.
Можно представить себе, что могло ожидать преподобного, не будь за ним Божья воля и защита. Семь лет прожил преподобный на этом месте. Здесь был устроен преподобным Герасимом в честь Крестителя Иоанна Предтечи храм, а позднее по имени главного храма образован монастырь, который получил название Иоанна – Предтечев.
Питирим Тамбовский, уроженец города Вязьмы, после служения в Иоанно – Предтечевом монастыре его настоятелем был направлен в город Тамбов. Тогда эти места были окраиной России и нуждались в духовном окормлении и крещении в веру православную жителей глубинки. Питирим Тамбовский, ревнитель православной веры, проделал большую работу по оцерковлению тамбовских россиян. С ним на эту землю пришла новая жизнь, которая стала частью единого православного государства, а его яркий духовный представитель Питирим Тамбовский за труды был прославлен и причислен к лику святых.
Многих святых дала Отечеству Вяземская земля. Одни были рождены на этой изобильно удобренной святыми молитвами почве. Другие пожинали плоды, взращённые на этой земле верующими сеятелями. Третьим достались горькие злаки перемен в обществе, сознание которого помутилось от неверного выбора семян и способа их внесения в почву, неприспособленную рожать благодатный урожай.
Одним из таких в Вяземской епархии является священномученик Макарий. Михаил Васильевич Гнеушев происходил из духовного звания. Он родился в 1858 году в Симбирской губернии, закончил Киевскую духовную академию. После смерти супруги Михаил Васильевич принял решение вступить на путь монашества и был пострижен в мантию с наречением имени в честь преподобного Макария Великого.
С этого времени путь святого подвижника был направлен к терновому венцу через многие труды во славу Русской Православной Церкви.
Монах Макарий был рукоположен в сан иеродиакона, а затем иеромонаха. Был назначен настоятелем Московского Высокопетровского монастыря с возведением в сан архимандрита. За широкую общественную деятельность архимандрит Макарий награждён орденом Владимира IV степени, другими наградами за заслуги перед РПЦ.
Указом Святейшего Синода 11 июля 1914 года архимандрит Макарий назначается епископом Балахнинским, викарием Нижегородской епархии. Наречение и хиротония его в епископа прошли в Нижнем Новгороде.
В феврале 1917 года епископ Макарий назначен на Орловскую кафедру, и в этом же году он получил во временное управление Рижскую епархию.
В начале 1918 года епископ Макарий назначен управляющим Вяземским Иоанно – Предтечевым монастырём Смоленской епархии на правах настоятеля. 29 августа 1918 года Вяземская Чрезвычайная комиссия постановила: «Перепроводить епископа Макария одиночным этапом в город Смоленск», обвинив его в заговоре против советской власти, где он без какой-либо дополнительной проверки был расстрелян.
Епископ Макарий был реабилитирован 14 апреля 1993 года решением прокуратуры Смоленской области.
На юбилейном архиерейском Соборе, состоявшемся в августе 2000 года в Москве в храме Христа Спасителя, в числе новопрославленных новомучеников и исповедников российских включён и пострадавший за веру епископ Орловский Макарий (Гнеушев).
Предстательством и молитвами святых, предстоящих пред Престолом Божиим и молящихся за город Вязьму и её жителей, за русский народ, за Православную Церковь и нашу возлюбленную Отчизну, да укрепит Господь веру православных христиан и ниспошлёт своё благословение.
Александр Клименков.
На фото Преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский, Аркадиевский монастырь, г. Вязьма. Фото: vyazmaeparh.ru.