Точка в Смоленской войне
В июне 1634 года на Вяземской земле был подписан договор между Русским государством и Речью Посполитой, завершивший Смоленскую войну 1632 — 1634 годов. Исторической площадкой для заключения Поляновского мира стало местечко недалеко от Вязьмы, на пересечении реки Поляновки со Старой Смоленской дорогой.
Традиционно считается, что Смоленская война была попыткой нашего государства вернуть себе территории, утраченные в период Смутного времени, и непосредственно – Смоленск. Весной 1632 года скончался польский король Сигизмунд, и этот факт был воспринят Москвой как шанс вернуть земли, отобранные по грабительскому Деулинскому договору.
Осенью того же года русские войска захватили крепость Белую, а затем двинулись дальше. Наша армия сумела занять полтора десятка городов, включая Вязьму, и вплотную подошла к Смоленску. В декабре началась длительная осада города. Талантливый полководец Михаил Шеин действовал по всем правилам тактики и стратегии, но для того, чтобы взорвать стену для решительного штурма, не хватило пороха. Пока ждали обоз с боеприпасами, поляки успели собрать силы и перейти в наступление.
Тем временем по сговору с поляками крымские татары совершили крупный набег на русские территории, что вызвало в армии Шеина массовое дезертирство. Бояре бросали воевать и шли защищать свои владения. В результате в августе 1633 года польская армия короля Владислава IV блокировала русские войска воеводы Шеина под Смоленском. Так и не дождавшись помощи из Москвы, они были вынуждены капитулировать в феврале 1634 года.
Уничтожив основную армию русских, Владислав двинул свои войска на Москву, чтобы свергнуть Михаила Романова. Но на пути его встала та самая крепость Белая. Упорная оборона московского войска остановила польское наступление в марте 1634 года. Владислав снял осаду крепости.
Длившаяся два года Смоленская война закончилась тем, что обе стороны сели за стол переговоров. Итогом непростого диалога стало подписание в июне 1634 года Поляновского мира, который, к сожалению, сложно назвать блестящей победой русской дипломатии. Но, как говорится, худой мир лучше доброй ссоры.
В общих чертах условиями соглашения стало то, что Москва уступала Польше и Смоленск, и все территории, утерянные в 1618 году. К России отошел только один город – Серпейск. Правда, по договору Владислав отказался от претензий на русский трон. Наши переговорщики умело воспользовались вечной нехваткой личных средств выбираемого шляхтой короля и просто выкупили у него титул великого князя московского. Также, по условиям мирного соглашения, Речь Посполитая брала на себя обязательства не претендовать на целый ряд русских городов, включая Вязьму.
Главный храм города
Поляновский мир был заключен на Вяземской земле в дни празднования Святой Троицы. Год спустя, в 1635 году, по велению царя Михаила Федоровича соборный храм нашего города был переименован из Никольского в Троицкий.
Справедливости ради, нужно сказать, что события, связанные с переименованием соборного храма, – это уже продолжение истории, которая уходит корнями еще глубже в толщу столетий. Каменный храм на соборном холме Вязьмы был возведен во второй половине семнадцатого столетия на территории древнего городища. Первое же упоминание о стоявшем на этом месте деревянном храме во имя Святителя Николая относится к 1015 году и связано с жизнью Преподобного Аркадия Вяземского и Новоторжского. Однако есть авторитетные мнения, в частности, Екатерины Николаевны Клетновой, что дата построения Вяземского собора относится к более раннему периоду и может быть приурочена к 990 году.
Во времена литовского нашествия город и его соборная церковь подверглись тяжким разорениям. После пятилетнего перемирия, заключенного в 1522 году, главный государственный воевода и сановник князь Василий Шуйский многое сделал для восстановления и обновления храма. Благодеяния Вяземской соборной церкви оказал и царь Борис Федорович Годунов.
В 1596 году проездом в Смоленск Борис Годунов останавливался в нашем городе, осматривал свои родовые вотчины в окрестностях Вязьмы, посещал соборную церковь и Иоанно-Предтечев монастырь. Тогда, по распоряжению государя, к главной Николаевской церкви было пристроено два придела. С одной стороны – во имя Преподобного Сергия Радонежского, а с другой – во имя трех Святителей Московских: Петра, Алексия и Иовы.
Во время работ выяснилось, что центральная Николаевская церковь находится в столь ветхом состоянии, что не может быть обновлена, а требует строительства заново. Получив согласие царя, вязьмичи приступили к возведению церкви. В октябре 1598 года новый соборный храм был освящен.
Тяжелым временем для города стало начало семнадцатого столетия. Летом 1610 года в Вязьму вступило польское войско под предводительством гетмана Жолкевского. Поляки тогда полностью разорили соборный храм, разграбив иконы и церковную утварь. Четверть века спустя, после подписания Поляновского мира, собор был заново отстроен по велению царя Михаила Федоровича и, как было сказано выше, переименован в Троицкий.
В августе 1654 года, спасаясь от чумы, свирепствовавшей в Москве, в Вязьму приезжает царская семья в полном составе и Патриарх Никон. До этого царь Алексей Михайлович и Патриарх неоднократно бывали в нашем городе и делали щедрые вложения в соборный храм. Во время пребывания царской семьи в Вязьме Патриарх Никон возглавлял службы в соборе и собственноручно составлял для него расписание крестных ходов.
Двадцать лет спустя после этого знакового события, в главной крепости, между двумя огромными башнями, было заложено основание нового каменного собора. Строительство велось на средства царя Алексея Михайловича.
В сентябре 1676 года каменный храм с тремя приделами – во имя Живоначальной Троицы, Святителя Николая и Преподобного Сергия Радонежского был освящен. Следующим летом при соборе построили теплый каменный храм во имя Рождества Христова. В его архитектуре русские зодчие использовали московские традиции XVI и первой трети XVII веков: кокошники, луковичные главы, полуколонны, белокаменные сливы. Расписывали собор царские иконописцы.
В 1771 году в стране свирепствовала чума, распространившись из Москвы почти по всем городам России. Вязьму она чудесным образом обошла стороной. Спасение города от смертоносной болезни подвигло вязьмичей устроить при соборном храме придел во имя Иверской иконы Божией матери. В 1773 году на средства вяземского купца Авксентия Фатова он был построен и освящен. Со времени принесения в Вязьму иконы Иверской Божией Матери для собора начался новый период расцвета.
В очередной раз соборный храм пострадал во время Отечественной войны 1812 года. Французы сожгли церковь. Остались от нее только стены да треснувшая от пожара колокольня. Полностью восстановлен собор был лишь к концу 1815 года. Тогда же храм освятил настоятель Вяземского Иоанно-Предтечева монастыря архимандрит Иоанн.
После революции 1917 года богослужения в храме были прекращены. Всю богатую утварь «экспроприировала» новая власть, уничтожив иконы и книги. Помещения собора использовались под разные хозяйственные нужды. Богослужение в главном храме города было возобновлено в 1941 году и с тех пор не прерывалось. Правда, в конце 90-х годов прошлого века Вязьма могла потерять собор. Опасность нависла над храмом, когда краеведы и археологи решили уточнить, какой фундамент держит строение. Оказалось, что это дубовые сваи. При раскопках доступ воздуха запустил процесс гниения, и стена
Троицкого собора стала проседать.
Нависла угроза разрушения храма. Необходимо было срочно принимать меры. Бывший начальник Вяземского реставрационного участка Алексей Иванович Степочкин предложил для укрепления оседающей стены использовать восьмиметровый бетонный столб. Возник вопрос, где взять деньги на эти непростые работы. Спонсор нашелся, и храм был спасен! А ктитор работ до сих пор предпочитает молчать об акте финансирования. Что ж, пусть имя его остается известно только Богу!
Подготовила Алина Сотник.
На фото штурм Смоленска русскими войсками в 1633 году.
Фрагмент гравюры неизвестного мастера XVII века.