«Чтобы быть хорошим учителем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь», — говорил известный русский историк В.О. Ключевский. Эти слова, на мой взгляд, как нельзя лучше передают всю суть данной профессии. Я многое знаю о ней и не понаслышке, поскольку родилась в учительской семье, которой в этом году исполнилось 16 лет. И все эти годы и мама, и папа работают в моей Андрейковской средней школе. Их выбор профессиональной деятельности неслучайный: среди родственников – немало учителей, послуживших примером самоотверженности и преданности любимому делу.
Мама, Мария Витальевна, в 2006 году окончила Смоленский государственный университет и в настоящее время, имея высшую квалификационную категорию, работает учителем русского языка и литературы. С самого детства она знала, что будет учителем. Часто вспоминаю, как шутила моя бабушка: «Играла, играла в школу и «доигралась…». Мама считает, что только пример самого учителя способствует движению ученика вперед, стремлению к достижению цели. Эта профессия для нее – вечный двигатель. Сколько себя помню, мама постоянно придумывает что-то для своих уроков, участвует в конкурсах…
У папы, Виктора Григорьевича, другая история. Он окончил Московский государственный университет технологий и управления, но волею судьбы попал в нашу школу и остался работать здесь учителем информатики. Пройдя профессиональную переподготовку, папа понял, что школа – это его дело. «Она просто притягивает неравнодушных к данной профессии людей, и те, кто попадает в ее «сети», остается здесь навсегда. Если, конечно, для них – это любовь: к делу, к детям…», — сказал как-то папа.
В своей работе он руководствуется принципом равноправия между учителем и учеником, и при этом школьник, четко понимая учебный материал, не переступает границ дозволенного. Благодаря папе, я увлечена фотографией. И не только я… Ведь Виктор Григорьевич ведет кружок технологии создания цифрового изображения, на занятиях которого ребята изучают основы изготовления профессиональной фотографии. Совершенствуя свое мастерство, они постоянно участвуют в конкурсах и не безуспешно…
Родоначальником династии по маминой линии можно назвать бабушку — Татьяну Ивановну Якубенко. Она мечтала стать учителем, поскольку считает эту профессию самой важной и значимой в жизни каждого человека. В 1989 году бабушка окончила Смоленский пединститут и в настоящее время работает учителем немецкого языка и заместителем директора по воспитательной работе в родной Сыр-Липецкой школе Смоленского района. Здесь же училась и моя мама. И именно бабушка явилась для нее примером настоящего учителя, благодаря которому и состоялся выбор профессии…
Продолжатель династии – и мамин брат, Александр Витальевич. Он окончил Смоленскую академию физкультуры, спорта и туризма и в настоящее время работает в Ленинградской области учителем и тренером по футболу. Дядя активно участвует в конкурсах профессионального мастерства, являясь лауреатом муниципального конкурса «Человек слова и дела». Решила следовать семейной традиции в выборе профессии и двоюродная сестра мамы, Ольга Юрьевна. Выбор был неслучаен. Ольга росла в семье педагогов, и перед ее глазами постоянно был пример людей, живущих своей профессией. В настоящее время Ольга Юрьевна работает в Смоленской академии профессионального образования преподавателем русского языка и литературы.
Среди родных папы тоже много учителей. Так, тетя Тамара Николаевна Киреева в 1988 году окончила Смоленский пединститут. Ее педагогическая деятельность началась в восьмилетней Вёшковской школе Угранского района. Потом долгие годы она работала в Угранской школе учителем немецкого языка. В настоящее время она — на заслуженном отдыхе.
…Однажды я решила узнать, сколько же лет отдали школе все учителя из моей семьи? И цифра оказалась солидной – 182 года! И самое главное то, что все это время мои родные люди выполняли важную миссию: обучали и воспитывали детей, будущее России. Каждый член нашей учительской семьи считает, что педагог – не просто профессия: это призвание, это значительная часть жизни… Они не просто работают. Они проживают каждый день вместе со своими учениками: отдают свои знания, и сами непрерывно пополняют их; растят преданных Отчизне людей, и сами растут в духовном и профессиональном планах; учат детей достигать целей, добиваться успехов, и сами постигают невероятные высоты.
Дарья МАНДРИКОВА, ученица 9 класса.
Другие материалы, посвященный Году педагога и наставника читайте в газете «Вяземский Вестник № 14 от 06.04.2023.