В российских вузах вернут специалитет (курс обучения не менее 5 лет) по точным наукам. По другим направлениям сохранится бакалавриат. Об этом заявил во вторник президент Российского союза ректоров, ректор МГУ имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий на пресс-конференции, посвященной приемной кампании 2022 года.
«Наша генеральная линия — специалитет, аспирантура должна быть научной, а не учебной. И, конечно, сохранить бакалавриат в тех случаях, когда это диктуется какими-то условиями. И, безусловно, разрешить после специалитета поступать в магистратуру, а не запрещать, как сейчас», — сказал ректор.
Минобрнауки осенью внесет на рассмотрение в Госдуму предложения о формате новой национальной системы высшего образования, которая придет на смену дискредитировавшей себя Болонской.
Какой, по вашему мнению, должна быть новая система высшего образования в России? В каких случаях, на ваш взгляд, имеет смысл сохранить бакалавриат? Какие выводы можно сделать из истории внедрения в России
Болонской системы? На эти вопросы отвечают члены Экспертного клуба региона.
Комментарии членов Экспертного клуба региона
![](http://vvestnik.ru/wp-content/uploads/2022/08/Артеменков.jpg)
Михаил Артеменков, член Экспертного клуба региона, член Общественной палаты Смоленской области, председатель комиссии по образованию и науке, ректор Смоленского государственного университета:
В настоящее время в Минобрнауки России разрабатывается концепция национальной системы высшего образования. При этом, конечно, важно, чтобы в основе новой системы лежали те достижения, которые составляют историческую основу российского высшего образования и обеспечивают качественную подготовку профессионалов для экономики, общества и государства. При этом речь не должна идти об изоляции. Необходимо сохранять и расширять международное научное и образовательное сотрудничество, искать новые формы студенческой и преподавательской мобильности, реализовывать совместные научно-исследовательские проекты.
Важно отметить, что дискуссия сейчас в основном идет не вокруг «формы» организации высшего образования – «бакалавриата» или «специалитета». Главным предметом обсуждения стало содержание образования. Это очень важно, поскольку единые подходы к содержанию образования обеспечивают единое образовательное пространство, понимание у всех участников образовательного процесса (студентов, преподавателей, работодателей) его результатов. Считаю, что в любом случае у студентов должна быть возможность формировать свою образовательную траекторию, зачастую уникальную, поскольку современный мир очень вариативен. К тому же бывает сложно выбрать свой путь, когда поступаешь в университет. А значит, должна быть возможность скорректировать свою образовательную программу, получить те знания и навыки, которые сделают из студента специалиста, востребованного на рынке труда.
![](http://vvestnik.ru/wp-content/uploads/2022/08/Иванов-Александр-Михайлович.jpeg)
Александр Иванов, член Экспертного клуба региона, доцент кафедры Смоленского филиала РАНХиГС:
вость, только можно порадоваться, что возвращается классическое образование, и студенты смогут приобрести необходимые фундаментальные знания, выбрав для себя приоритетные направления развития. Студент за период учебы на бакалавриате подчас не успевает приобрести достаточное количество навыков, вынужден совмещать теоретическое и практическое обу-
чение. За период обучения на год дольше больше времени для закрепления полученных навыков на практике. Что касается аспирантуры и дальнейшего обучения, считаю, что это уже индивидуально для развития конкретного направления, а магистратура — лишь попытка дотянуться до уровня специалиста.
![](http://vvestnik.ru/wp-content/uploads/2022/08/ЛС.jpg)
Людмила Парфёнова, член Экспертного клуба региона, выпускающий редактор газеты «Вяземский вестник»:
Болонская система высшего образования – это единое унифицированное пространство высшего образования в странах Европы. В 1999 году 29 министров образования из 29 стран собрались в итальянском городе Болонья и подписали декларацию о создании Болонской системы высшего образования. Россия перешла на эту систему в 2011 году, создав в вузах бакалавриат и магистратуру. В апреле этого года Болонская группа заявила о прекращении представительства России и Белоруссии во всех структурах Болонского процесса в связи с тем, что ректоры многих вузов поддержали спецоперацию на Украине.
Какой должна быть новая система высшего образования в России? Безусловно, она не должна полностью повторять систему советской высшей школы. Президент В.В. Путин предложил такую систему «2+2+2»: первые два года студенты получают общие знания, следующие два года — знания по выбранной специализации и последние два года соответствуют магистратуре и углубляют знания студентов. Конечно, очень важно, что в технических вузах будет возвращена специализация. Сама модель бакалавриата и магистратуры тоже должна остаться. Это дает возможность выпускникам пройти двухуровневую подготовку, а это отвечает интересам как работодателей, так и студентов.
Болонская система высшего образования привела к исчезновению специалитетов в технических вузах, и выход из этой системы дает возможность возродить специализацию при сохранении бакалавриата и магистратуры.