В российских вузах вернут специалитет (курс обучения не менее 5 лет) по точным наукам. По другим направлениям сохранится бакалавриат. Об этом заявил во вторник президент Российского союза ректоров, ректор МГУ имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий на пресс-конференции, посвященной приемной кампании 2022 года.
«Наша генеральная линия — специалитет, аспирантура должна быть научной, а не учебной. И, конечно, сохранить бакалавриат в тех случаях, когда это диктуется какими-то условиями. И, безусловно, разрешить после специалитета поступать в магистратуру, а не запрещать, как сейчас», — сказал ректор.
Минобрнауки осенью внесет на рассмотрение в Госдуму предложения о формате новой национальной системы высшего образования, которая придет на смену дискредитировавшей себя Болонской.
Какой, по вашему мнению, должна быть новая система высшего образования в России? В каких случаях, на ваш взгляд, имеет смысл сохранить бакалавриат? Какие выводы можно сделать из истории внедрения в России
Болонской системы? На эти вопросы отвечают члены Экспертного клуба региона.
Комментарии членов Экспертного клуба региона
Михаил Артеменков, член Экспертного клуба региона, член Общественной палаты Смоленской области, председатель комиссии по образованию и науке, ректор Смоленского государственного университета:
В настоящее время в Минобрнауки России разрабатывается концепция национальной системы высшего образования. При этом, конечно, важно, чтобы в основе новой системы лежали те достижения, которые составляют историческую основу российского высшего образования и обеспечивают качественную подготовку профессионалов для экономики, общества и государства. При этом речь не должна идти об изоляции. Необходимо сохранять и расширять международное научное и образовательное сотрудничество, искать новые формы студенческой и преподавательской мобильности, реализовывать совместные научно-исследовательские проекты.
Важно отметить, что дискуссия сейчас в основном идет не вокруг «формы» организации высшего образования – «бакалавриата» или «специалитета». Главным предметом обсуждения стало содержание образования. Это очень важно, поскольку единые подходы к содержанию образования обеспечивают единое образовательное пространство, понимание у всех участников образовательного процесса (студентов, преподавателей, работодателей) его результатов. Считаю, что в любом случае у студентов должна быть возможность формировать свою образовательную траекторию, зачастую уникальную, поскольку современный мир очень вариативен. К тому же бывает сложно выбрать свой путь, когда поступаешь в университет. А значит, должна быть возможность скорректировать свою образовательную программу, получить те знания и навыки, которые сделают из студента специалиста, востребованного на рынке труда.
Александр Иванов, член Экспертного клуба региона, доцент кафедры Смоленского филиала РАНХиГС:
вость, только можно порадоваться, что возвращается классическое образование, и студенты смогут приобрести необходимые фундаментальные знания, выбрав для себя приоритетные направления развития. Студент за период учебы на бакалавриате подчас не успевает приобрести достаточное количество навыков, вынужден совмещать теоретическое и практическое обу-
чение. За период обучения на год дольше больше времени для закрепления полученных навыков на практике. Что касается аспирантуры и дальнейшего обучения, считаю, что это уже индивидуально для развития конкретного направления, а магистратура — лишь попытка дотянуться до уровня специалиста.
Людмила Парфёнова, член Экспертного клуба региона, выпускающий редактор газеты «Вяземский вестник»:
Болонская система высшего образования – это единое унифицированное пространство высшего образования в странах Европы. В 1999 году 29 министров образования из 29 стран собрались в итальянском городе Болонья и подписали декларацию о создании Болонской системы высшего образования. Россия перешла на эту систему в 2011 году, создав в вузах бакалавриат и магистратуру. В апреле этого года Болонская группа заявила о прекращении представительства России и Белоруссии во всех структурах Болонского процесса в связи с тем, что ректоры многих вузов поддержали спецоперацию на Украине.
Какой должна быть новая система высшего образования в России? Безусловно, она не должна полностью повторять систему советской высшей школы. Президент В.В. Путин предложил такую систему «2+2+2»: первые два года студенты получают общие знания, следующие два года — знания по выбранной специализации и последние два года соответствуют магистратуре и углубляют знания студентов. Конечно, очень важно, что в технических вузах будет возвращена специализация. Сама модель бакалавриата и магистратуры тоже должна остаться. Это дает возможность выпускникам пройти двухуровневую подготовку, а это отвечает интересам как работодателей, так и студентов.
Болонская система высшего образования привела к исчезновению специалитетов в технических вузах, и выход из этой системы дает возможность возродить специализацию при сохранении бакалавриата и магистратуры.