Мы умеем любить «черненьких»…

Жизнь ребятишек в Ново-Никольском детском доме — это и будни, и праздники. И любой день мы стараемся сделать для них ярким, запоминающимся. Для наших ребят каждое утро – это радостные встречи, новые открытия.

Воспитание и обучение детей – интересный, увлекательный, но в то же время нелегкий труд, требующий от педагога профессионализма, терпения, трудолюбия. А если ты работаешь с особыми детьми, эти качества умножаются на два. Как тут не вспомнить высказывание писателя Ф.М. Достоевского: «Полюбите нас «чёрненькими», а «беленькими» нас каждый полюбит»?!

Размышляя над этими словами, понимаешь, что легко любить, умных, послушных, прилежных детей, горящих желанием учиться. Работая с ребятишками, имеющими отклонения в развитии, для которых каждый шаг может являться маленькой победой, мы можем сказать, что умеем любить «черненьких». И в этом помогают открытые образовательные занятия, в которых принимают участие все педагоги учреждения.

Они играют важную роль в повышении профессионального мастерства, помогают осмыслению передового педагогического опыта и совершенствованию умений и навыков. Такие занятия позволяют увидеть, как работают коллеги, а потом использовать их позитивный опыт в своей деятельности.

Обучение и воспитание детей с тяжелыми множественными нарушениями развития проводится в детском доме по специальным методикам — с применением разнообразных форм и методов организации учебно-воспитательной деятельности. Чтобы заинтересовать ребенка, используем в своей работе нестандартные подходы, инновационные технологии, разрабатываем и реализуем индивидуальные программы развития. Каждое занятие строится с учетом формы заболевания, уровня развития интеллектуальных процессов, особенностей эмоционально-волевой сферы ребенка и общим физическим состоянием.

Так, открытые занятия по изобразительной деятельности проводили Т.В. Пименова и я, Н.Н. Крючкова, одна из авторов этих строк. Но формы их проведения разные. У меня, например, дети собирали рисунок из пазлов. А коллега применила нетрадиционную методику, используя лист бумаги с изображением ежика. И это сразу же заинтересовало ребятишек.

Педагог Е.О. Фроленкова провела занятие по сенсорному развитию детей «Радуга», формирующее у них представление о цвете. Увлекательной не только для ребятишек, но и для взрослых оказалась прогулка на природе. Вместе с Е.П. Захаровой воспитанники знакомились с рябиной. И каждый педагог, проводя открытое занятие, старается, чтобы оно было полезным и интересным как для воспитанников, так и для коллег.

В свое время известный советский педагог В.А. Сухомлинский очень точно сказал о том, как достичь желаемых результатов в работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Для этого нужно «…умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячи граней; найти ту, которая, если её, как алмаз шлифовать, засверкает неповторимым сиянием человеческого таланта; и это сияние принесет человеку личное счастье…».

В. ЗЛОБИНА, Н. КРЮЧКОВА, учителя.