Есть вещи, с которыми мы нечасто встречаемся в повседневной жизни, но которые являются неотъемлемой ее частью. К таким вещам относится исчезновение людей. По статистике за 2020 год в нашей стране пропало более 30 тысяч человек: вышли из дома и не вернулись, потерялись в лесах, просто перестали выходить на связь с родственниками… Одна лишь мысль о том, что кто-то из наших родных (или мы сами) может пропасть без вести, вселяет леденящий страх. Но это происходит каждый день, и среди нас есть люди, которые каждый день бросают вызов этому страху.
Магическая «четверка»
Многие помнят историю Люды Кузиной из урочища Шелуково Темкинского района. Солнечным августовским днем годовалая кроха вышла погулять во двор своего дома. Под присмотром матери она беззаботно играла на лужайке со своей старшей сестренкой, но стоило лишь женщине на несколько минут оставить детей, как Люда куда-то исчезла. Решив, что дочь не могла уйти далеко, Антонина Кузина попыталась отыскать её своими силами. Но Люды нигде не было. Не смогли найти её и соседи с вернувшимся из Темкина отцом девочки. Осознав свое бессилие, родители вызвали полицию и МЧС. Спустя ещё несколько часов бесплодных поисков сотрудники правоохранительных органов приняли решение обратиться к волонтерам поисково-спасательного отряда «Сальвар».
То, что произошло за три последующих дня, иначе, как чудом, назвать невозможно. Уже через 20 минут после обращения первые экипажи из Смоленска выехали на место. Инфорги «Сальвара» моментально распространили информацию о пропавшей девочке в социальных сетях. На призыв о помощи откликнулись и поисковики «ЛизаАлерт». К поиску ребенка были привлечены сотрудники следственного комитета, полиции, МЧС, военнослужащие, добровольцы двух поисково-спасательных отрядов, а также общественность. Звонки в координационный центр поступали непрерывно. Ситуацию сильно осложняло то, что маленькая Люда ушла из дома без какой-либо одежды и обуви (из вещей на ней был только нательный крестик). Каждый час был на вес золота…
Как это часто бывает в подобных ситуациях, нашлись люди, «знающие», как нужно было поступить. «Смотрели бы как следует за ребёнком — ничего бы не случилось…». Но нашлись и те, кто вместо того чтобы сидеть и рассуждать, надел болотные сапоги, закинул рюкзак на плечо и вместе с сотнями других добровольцев отправился на поиски одинокой годовалой девочки, заблудившейся в лесу. Почему? Потому что не мог оставаться в стороне от чужой беды, потому что на месте Люды мог оказаться его сын или дочь…
Шелуково — небольшое поселение на границе Смоленской и Калужской областей, со всех сторон окруженное лесом и водой. Рядом с ним протекают две реки: Угра и её приток — Улейка. В поисках годовалой Люды волонтёры день и ночь «прочесывали» местность вокруг урочища. Водолазы из отряда «Добротворец» проверяли дно рек и мелких водоемов, а спасатели, сотрудники ГИМС, полицейские и военные вели поиск с воздуха. Но никаких следов ребенка найти не удавалось. Погодные условия ухудшались, предвещая скорый приход осени, и температура воздуха ночью опускалась до 10 градусов Цельсия… Надежда найти Люду живой и невредимой таяла с каждым часом. Но на четвертый день, в четыре часа, в четырех километрах от дома Кузиных четверка «лис», прочесывавших лесополосу, вдруг услышала слабый детский плач. Ринувшись на него сквозь чащу, поисковики увидели крохотную девочку, сидящую возле дерева, заплаканную и перепачканную в грязи. По всем радиоканалам разлетелось: «Найдена. Жива!». И тысячи добровольцев, услышавших эти заветные слова, облегченно выдохнули в унисон…
«Мы ищем людей…»
Похожая история произошла в июле 2011 года в Вяземском районе. Тогда тревогу забили родители двухлетней Анны-Алены Ломановой. Десятки волонтёров из Москвы и просто неравнодушных людей искали девочку в течение пяти дней, но успехом поиски, увы, не увенчались… Московским добровольцам не хватило времени, а в Смоленской области на тот момент не существовало своих спасательных отрядов, которые могли бы более оперативно прибыть на место.
Чтобы таких трагических случаев стало меньше, центральным штабом поисково-спасательного отряда «Сальвар» было принято решение открыть ещё одно, смоленское подразделение для оказания оперативной помощи в поисках внезапно пропавших людей на территории нашего региона. За десять лет существования отряда в его ряды вступило более тысячи добровольцев, благодаря которым были найдены живыми более полутора тысяч человек в разных районах области. В свободное от основных работ время волонтеры принимают участие в поисковых экспедициях, распространяют ориентировки, собирают оперативные группы и координируют их работу в районе поиска, составляют карты и отвечают за оборудование. Все это — на абсолютно добровольной, безвозмездной основе, без возмещения каких-либо расходов, связанных с поиском пропавших.
«Сальвар» в переводе с латинского языка означает «спасти», — пояснил в одном из интервью руководитель смоленского отделения отряда Юрий Василевич. — В этой непростой работе важен каждый человек, любой из нас может быть чем-то полезен. Главный принцип, которым руководствуются сальваровцы: не проходить мимо чужого горя и постоянно учиться, чтобы следующий пропавший был найден быстрее».
Отряд принципиально не принимает финансовую помощь от индивидуальных спонсоров и организаций и не берет на себя ответственность за здоровье добровольцев во время поисков. Поэтому со всеми, кто хочет вступить в ряды «Сальвара», проводится подробный предварительный инструктаж, цель которого — прямо и открыто показать новичку все «прелести» поисковой работы. А это и телефонные звонки среди ночи, и поездки за сотни километров от дома, и жизнь в полевых условиях, постоянном нервном напряжении и неизвестности…
Знакомство с «Сальваром»
…Утренний октябрьский холодок прогоняет остатки сонливости лучше любого кофе. В городе, над которым только-только взошло солнце, пустынно и тихо. На условном месте, откуда меня должна забрать машина с участниками штабных учений, уже ждет человек в камуфляже и с рюкзаком на плече. Представившись Игорем, молодой мужчина признается: «Я про «Сальвар» случайно от сослуживца узнал. Подумал и решил попробовать себя в этом деле…». Через минуту к нам лихо подкатывает легковое авто, из которого дружно высыпают три девушки в ярко-оранжевых куртках. Мы с Игорем закидываем рюкзаки в багажник и занимаем места «согласно купленным билетам».
За окном стремительно мелькают поля и деревни, в салоне играет группа ДДТ, а на душе — удивительно легко и спокойно. Бывает, что среди незнакомых людей ты чувствуешь себя так, будто знаешь их уже много лет, хотя даже имен их еще не спросил. Именно в такой компании оказалась и я тем октябрьским утром, впервые познакомившим меня с поисково-спасательным отрядом «Сальвар»…
Мы едем в Гагаринский район, где, по плану, должны пройти масштабные учения для новоприбывших добровольцев «Сальвара». Примерно на полпути мы узнаем, что штабная машина, выехавшая из Смоленска, сломалась в районе Сафонова, и прибудет позже намеченного времени. «Едем за шаурмой!» — командует наш водитель Ирина. Предложение «штурмана» единогласно поддерживает весь экипаж, и обстановка в салоне становится еще более непринужденной.
Спустя примерно полтора часа мы прибыли на место проведения учений. На территории охотхозяйства, гостеприимно пустившего нас в свои владения, закипела подготовительная работа. В ожидании штабной машины и руководства «Сальвара» поисковики натаскали сухих дров, развели костер, а затем оперативно и умело организовали полевую кухню. Пока разогревался казан и готовились ингредиенты для плова, участники и организаторы учений делились воспоминаниями о первых поисковых выездах…
«Подобные учения проходят в нашей области от одного до двух раз в год, — рассказал Валерий «Казак», одним из первых вступивший в вяземский поисково-спасательный отряд «Сальвар». — Они включают теоретическую часть, на которой любой желающий может ближе познакомиться с деятельностью отряда, и полевую практику с имитацией реального поиска человека в лесной местности».
Проведение учений доверяют опытным сальваровцам, за плечами которых — тысячи километров изъезженных и исхоженных дорог, сотни часов поиска и десятки отработанных заявок. В рамках первого обучающего блока инструкторы знакомят новичков с правилами пользования компасом и основами навигации, рассказывают о том, что стоит и не стоит брать с собой на поиск, как одеваться и какое снаряжение может пригодиться в лесу. Участники учений пробуют самостоятельно читать карту, а также учатся пользоваться рациями и электронными навигаторами. По итогам первого этапа все добровольцы делятся на небольшие группы, перед которыми ставятся конкретные задачи, связанные с розыском людей. Под руководством более опытных наставников новички «прочесывают» заданную площадь, пользуясь уже не раз испытанными методиками поиска и правилами работы «на отклик».
…В конце этого долгого, невероятно солнечного октябрьского дня организаторы и участники штабных учений собрались вокруг костра, чтобы обсудить пережитое и обменяться полученными знаниями. Здесь они были уже не «новичками» и «инструкторами», а одной большой семьей, и их ярко-оранжевые куртки разрывали темноту притихшего вечернего леса… Этот свет спасает жизни и дарит надежду тысячам заблудших, отчаявшихся людей. И целый мир, благодаря этому, становится чуточку светлее.
Мария Киселёва.
На главном фото: Учения ПСО «Сальвар» в Гагаринском районе.