Семейная “река” Валерии Антипцевой

С Валерией Андреевной Антипцевой мне довелось познакомиться, благодаря субботнику возле дома № 32 на улице Кронштадтской. Собирая информацию о его бывших владельцах, я обратилась за помощью к нашему краеведческому сообществу, члены которого почти сразу же направили меня к Валерии Андреевне. Обладая в свои 80 лет прекрасной памятью и талантом рассказчицы, она может поведать историю многих домов и улиц нашего города. Каждая встреча с В.А. Антипцевой — словно прогулка по старой, давно ушедшей от нас Вязьме, с её мощеными улицами, величавыми церквями и шумными торговыми рядами на центральной площади…

Тяжёлое детство

Для самой Валерии Андреевны путь в краеведение начался с изучения истории своего рода. В 2009 году, уже находясь на заслуженном отдыхе, она узнала от настоятеля Храма Преображения Господня Олега Переверзева, что архимандрит Ианнуарий, являющийся благочинным Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря, собирает материалы для новой книги об истории смоленского духовенства в период 1917-1919 годов. Так как в её роду было много священнослужителей, Валерия Андреевна решила помочь благому начинанию и рассказать о своих предках на страницах книги. Едва ли предполагая в то время, чем обернётся для неё это сотрудничество с Соловецкой обителью…

Наш разговор с Валерией Андреевной состоялся на просторной кухне её дома в самом начале улицы Луначарского. Здесь, на этой улице, жили представители нескольких поколений её семьи. Сама наша героиня родилась в Вязьме в 1940 году. В 1941-м, когда началась война, мать Валерии Андреевны в надежде спастись увезла дочь в Сталинград. “Мама от немцев бежала, — вспоминает рассказчица. — Думала: они же через Вязьму пойдут, а до Сталинграда не доберутся”. Но по приезду выяснилось, что попали они из огня да в полымя… Пережив тяжёлые годы военных лишений, мать и дочь вернулись в сожженную оккупантами Вязьму. Здесь Валерия Андреевна окончила вторую среднюю школу, после чего поступила в Смоленский педагогический институт имени Карла Маркса. О своём детстве в Вязьме она вспоминает с горечью: как сверстники за длинные платья дразнили “попадьей” и как страшно было ходить на кладбище, чтобы навестить могилу прадеда, служившего в церкви. Времена были такие…

Окончив институт, Валерия Андреевна стала работать учителем в родном городе. За почти сорок лет трудового стажа она преподавала разные предметы: математику, инженерную графику, статистику, стандартизацию и множество других. А после выхода на пенсию в 2000 году случилась та судьбоносная встреча с церкви с отцом Олегом, и прежнее течение жизни резко изменило курс. Почти семьдесят лет понадобилось для того, чтобы у нашей героини созрело желание подробнее узнать историю своего рода и перенести её на бумагу! “Бог навёл меня на описание истории этой семьи, — убеждена Валерия Андреевна. — Благодаря этой работе, мне удалось узнать немало интересных фактов о нашем городе и познакомиться с увлечёнными, талантливыми людьми”.

История одного рода

После предложения, полученного от благочинного Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря, В.А. Антипцева погрузилась в исследование сохранившихся писем и документов, связанных с прошлым её семьи. Началась долгая погоня за архивными справками, переписка с родственниками из других городов, кропотливый поиск хоть каких-нибудь зацепок… В 2009 году при содействии Вяземского общества “Краевед” вышла в свет тоненькая брошюрка, которая спустя несколько лет превратилась в многостраничную книгу, посвящённую описанию древнего рода Городецких-Зыковых, основу которого составляли священники.

“Попытки сбора информации в течение почти двух лет были не всегда успешными, — вспоминает Валерия Андреевна. — Многие родственники то ссылались на занятость, то откровенно не понимали, зачем это мне “взбрело в голову”. Находились и такие, кто убеждал меня, что сбор сведений о предыдущих поколениях — это пустая трата времени”. Но В.А. Антипцева уже вошла в исследовательский “азарт”. И немудрено: сведения о членах её рода встречались то там, то здесь в самых разных источниках, и сами собой находились люди, готовые помогать в изысканиях. Одним из них стал тогда ещё молодой краевед Олег Фёдоров, собравший воедино исторические факты и воспоминания старожилов и изобразивший на основании их план нашего города, каким он был в конце XIX — начале XX века.

Помимо изучения письменных источников и общения с людьми, хранящими память о прошлом, Валерия Андреевна выезжала в разные уголки Смоленщины, где жили и трудились её предшественники. Одним из таких памятных мест, тесно связанных и историей её семьи, стало урочище Рыхлово. Там, по сохранившимся архивным данным, служил в местном приходе брат её прабабушки. Чтобы отдать дань памяти своему предку, Валерия Андреевна лично приняла участие в благоустройстве бывшего захоронения внучки А.С. Пушкина — княгини В.А. Мезенцевой.

Благодарность из рук епископа

В 2016 году вышло третье, дополненное издание книги В.А. Антипцевой “История одного рода”. В том же году у неё родились такие строки:

“Восхищаюсь нашим родом:

Знатен он и именит.

И любовь к ушедшим предкам,

Безусловно, нас роднит”.

О любви Валерии Андреевны к стихосложению знают только самые близкие. В числе них — друзья из вяземского клуба “Краевед”, часто обращающиеся к ней за помощью в поисках исторических сведений о Вязьме. “У памяти есть свойство стирать то, чем не пользуешься, что не повторяешь, — говорит исследовательница. — Мы должны знать, откуда течёт наша семейная “река”, каковы её истоки; кем были наши дедушки, бабушки, прадедушки, прабабушки; чем они занимались, какого были роду-племени; какое начало в нас заложено, благодаря генетической памяти, и к чему оно нас обязывает”.

В прошлом году Валерия Андреевна отметила 80-летний юбилей. Поздравления она принимала в Свято-Троицком соборе, в присутствии епископа Вяземского и Гагаринского Сергия. Чествуя именинницу, Его Преосвященство поблагодарил её за огромный вклад в изучение истории смоленского духовенства, пожелал долгих лет жизни и неиссякаемой тяги к новым знаниям.

Фото из личного архива В.А. Антипцевой.