Здесь оживает прошлое

«Тот, кто не знает прошлого, не знает ни настоящего, ни будущего, ни самого себя», – сказал в свое время французский мыслитель Вольтер. Примерно ту же мысль высказал наш соотечественник Михаил Ломоносов, сформулировав ее следующим образом: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». С этим трудно поспорить, равно как и с тем, что главными хранителями памяти и местами, где оживает прошлое, являются музеи. Познакомиться с бытом наших предков и узнать, чем жили люди в прошлые века можно и в Вяземском историко-краеведческом музее. Пытливый и любопытствующий ум найдет здесь ответы на многие интересующие его вопросы. А на вопросы корреспондента в канун Международного дня музеев ответила директор нашего музея О.Е. Селявина.

— Ольга Еркешевна, в прошлом году музей отметил свое 50-летие, но музейные традиции на Вяземской земле гораздо старше. Не так ли?

— Совершенно верно. И насчитывают они более ста лет. Первый музей в городе был организован в августе 1912 года в рамках празднования столетия победы в Отечественной войне 1812 года. Вяземский Комитет по увековечиванию памяти о той войне возглавляла археолог, краевед и общественный деятель Екатерина Николаевна Клетнова.Она же стала создательницей первого музея. Сегодня о нем и о Клетновой напоминает памятная доска на храме Рождества Пресвятой Богородицы, установленная на собственные средства сотрудников нынешнего музея.

— Кого можно считать основателем историко-краеведческого музея, который сегодня с удовольствием посещают и вязьмичи, и гости нашего города?

 — Вяземский историко-краеведческий музей открыт 5 ноября 1970 года, и он является главным объектом сохранения исторической памяти и культурного наследия Вяземской земли. Первый основательный труд по истории нашего города написан в 1890 году преподавателем Вяземской Александровской гимназии Иваном Павловичем Виноградовым. Его по праву считают основателем краеведения в Вязьме.        

Современный же музей был воссоздан после Великой Отечественной войны, благодаря подвижническому труду и таланту двух незаурядных учителей-краеведов школы №20 (ныне №5) Пантелеймона Михайловича Запоринаи и Степана Ильича Борисова. Руководствуясь заветами Екатерины Николаевны Клетновой, они создали на базе школьного кружка по краеведению первый в области школьный историко-краеведческий музей, который стал центром общественного, духовного и культурного развития города.

— Ольга Еркешевна, уже десять лет Вы возглавляете музей. И нужно признать, что Вы вывели его работу на принципиально новый уровень. Профессионализм и самоотдача руководителя искреннее восхищение!

— Спасибо! Но хочу сказать, что это результат командной работы и заслуга всего коллектива. В частности, таких опытных профессионалов, как Юлия Витальевна Петрова – главный хранитель музея и научный сотрудник Ольга Васильевна Александрова.

— Безусловно, у Вас отличная команда! Но согласитесь, что очень многое зависит именно от лидера.

— Надеюсь, что так. Но поскольку мы говорим об истории длиной в полвека, мне хотелось бы вспомнить коллег, которые руководили учреждением до меня. Так, первым директором послевоенного музея стала инструктор горкома партии Екатерина Александровна Воронова. Проработав здесь шесть лет, она вышла на пенсию в 1976 году, но не оставила краеведение до своего последнего часа. На общественных началах Е.А. Воронова собирала материалы для будущего музея железнодорожников, и он был открыт в 1983 году, к 40-летию освобождения Вязьмы от немецко-фашистских захватчиков.

При участии Екатерины Александровны 6 ноября 1981 года был открыт еще один музей, посвященный революционным событиям и гражданской войне, на улице Восстания, в доме №8. Также хотелось бы вспомнить и других замечательных людей, в разные годы возглавлявших наше учреждение. Это Надежда Валентиновна Турчина, Татьяна Тихоновна Завирова, Дмитрий Евгеньевич Комаров, Татьяна Алексеевна Строкалова, Ольга Григорьевна Филиппова.

— Возвращаясь в день сегодняшний, не могу не спросить о сокровищах, хранящихся в фондах музея. Сколько экспонатов они насчитывают?

— Экспозиция современного музея расположена в восьми залах и охватывает период с древнейших времен до 60-х годов двадцатого столетия.Фонды музея в настоящее время насчитывают более 22 тысяч экспонатов.Древняя история представлена предметами археологической коллекции, которая была собрана в результате раскопок, которые проходили в предшествующие годы под руководством С.И. Борисова, кандидата исторических наук Т.В. Сергиной и доктора исторических наук Н.А. Кренке.

В коллекцию быта и этнографии, собранную в результате историко-бытовых экспедиций, входят образцы узорного ткачества, рубахи, сарафаны, предметы крестьянской утвари и мебели, выставленные в виде уголка деревенской избы. Атмосферу купеческой Вязьмы воссоздают открытки с видами города, одежда, предметы быта. Уникальные коробочки из-под пряников, пряничные доски рассказывают о Вязьме как о городе искусных пряничников.

— То есть в экспозиции музея отражена история Российского государства, начиная с конца XV века и заканчивая событиями послевоенной жизни?

— Так и есть. Интересно представлен XVII век, когда Вязьма после Смуты играла роль пограничного города Российского государства и являлась базой для отвоевания Смоленска у Речи Посполитой. В тот же период наш город на протяжении нескольких месяцев был столицей русского государства. Разнообразно показан в экспозиции музея 1812 год.О жестокости боевых действий под Вязьмой 1941-1943 годов, о значении Вяземской оборонительной операции 1941 года, о колоссальном уроне, который был нанесен гитлеровцами городу за семнадцать месяцев оккупации, рассказывают залы, посвященные событиям Великой Отечественной войны на Вяземской земле.

— Не забываете Вы и о знаменитых земляках. Об этом говорят экспонаты, которые занимают почетные места в экспозициях музея.

— Мемориальные вещи выдающихся уроженцев Вяземской земли – героев Советского Союза и Социалистического труда раскрывают тему «Вязьма – город воинской славы». Здесь же представлены бюсты некоторых почетных граждан нашего города. Зал «Выдающиеся личности XIX века, прославившие Вязьму», дает возможность прикоснуться к судьбам адмирала П.С. Нахимова, декабриста И.Д. Якушкина, композитора А.С. Даргомыжского. Театральные афиши и программы начала ХХ века, фотографии вяземских актеров-студентов совместно с Е.Б. Вахтанговым, сценические костюмы и личные вещи земляков – народных артистов СССР Н.С. Плотникова, Л.И. Касаткиной, А.Д. Папанова – делают историю близкой и живой. А завершающий зал музейной экспозиции  – послевоенный, где представлена Вязьма до середины 60-х годов и где отражены ее памятные страницы.

— Насколько мне известно, недавно в музее появился новый экспонат…

— В апреле Вязьму посетил внук знаменитого скульптора и его полный тезка Евгений Викторович Вучетич.Он впервые приехал в наш город, чтобы воочию увидеть памятник, созданный его дедом, и вместе с вязьмичами отметить День памяти генерал-лейтенанта М.Г. Ефремова. Евгений Викторович подарил нашему музею скульптуру работы своего деда, запечатлевшую образ Степана Разина.

— Отрадно, что столичные гости регулярно и с удовольствием посещают наш город. Исторические и культурные связи с москвичами крепнут год от года.

— Несомненно. Вяземский историко-краеведческий музей с 20 января 2018 года является виртуальным филиалом Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе. То есть Музея Победы. И в рамках проекта «Территория Победы»мы проводим регулярные электронные выставки Музея Победы. Помимо этого, у нас ведется серьезная работа по организации выставок из фондов своего музея в Музее обороны города Москвы в рамках Патриотического форума, а также в различных музеях городов-побратимов, в частности, Наро-Фоминска. Мы проводим научные конференции, презентации, многочисленные встречи по истории народного ополчения совместно с представителями различных общественных организаций Москвы, Смоленска и Вязьмы.

— Да, работа проделана колоссальная. А сколько еще предстоит впереди! По-прежнему с оптимизмом смотрите в будущее?

— Конечно. Искренне верим, что у музея впереди – светлое будущее! Актуален вопрос о необходимости переселения в специальное здание: отремонтированное или заново отстроенное. Все упирается, конечно, в финансы. Но мы не теряем надежды на то, что для решения этой сложной задачи будет достаточно и средств, и политической воли.

Алина Сотник.

На фото: О.Е. Селявина, Е.В. Вучетич.