Мои «чеченские шаги» в педагогике

День российского студенчества, приуроченный к Татьянину дню, – памятная дата в нашей стране. А для «виновников» торжества и для тех, кто таковыми были когда-то, — это настоящий праздник. Как тут не вспомнить о студенческих годах, а еще – и о своих первых самостоятельных шагах на ниве просвещения?! Тогда мы, выпускники высших и средних специальных учебных заведений 70-х годов, отправлялись в «свободное плавание» по распределению. Нужно было отработать три года там, куда пошлет государство. В большинстве своем выпускники относились к этому как к необходимости. Во-первых, это было своеобразное возвращение долга государству за бесплатное обучение в течение нескольких лет. Во-вторых, такая практика трудоустройства обеспечивала нам, молодым специалистам, социальные гарантии и занятость: не нужно было бегать, что называется, высунув язык по разным предприятиям и учреждениям в поисках работы… И, в-третьих, расширялся кругозор. Нам, выпускникам историко-филологического факультета Смоленского пединститута, в какой-то мере повезло. Для выбора будущего места работы было предложено три варианта: Смоленская и Архангельская области, а еще – Урус-Мартановский район Чечено-Ингушской ССР. Конечно, моя мечтательная душа жаждала романтики. Часто бывая в гостях у родственников в Нальчике, столице Кабардино-Балкарии, я с детства грезила о Северном Кавказе. И в данном случае эту мечту разделила со мной подруга Галина Радговская. Итак, мы, воодушевленные, заинтригованные неизвестностью и будущими невероятными приключениями, а также знакомством с совершенно иным укладом жизни людей, едем на Кавказ!

Первые впечатления

«Впечатляться» мы начали еще в дороге в компании 18 сокурсников, которые вместе с нами отправились в далекий, неизведанный путь. А это нескончаемые разговоры – с шутками и прибаутками, песнями под гитару в вагоне, за окном которого мелькали яркие пейзажи; совместные выходы из поезда на больших станциях, чтобы не только освежиться, но и сфотографироваться на память. Ведь в скором времени нам предстояло «разлететься» по разным уголкам Чечни: а дальше – встретимся ли? Но до этого был еще денек в районном центре Урус-Мартан, откуда молодых специалистов распределяли по сельским школам.

Нам с Галей достались Гойты, куда мы приехали, можно сказать, к ночи. Впрочем, на Кавказе это относительное понятие. В то время как в центре России – еще белый день, здесь где-то часам к семи – мгновенная темнота: с низким, почти черным кавказским небом и мириадами звезд. Что и говорить, впечатляющая картина…

Однако состояние восторга внезапно куда-то исчезло, когда мы пришли к первому месту своего жительства в Гойтах – маленькая комната с полатями, застланными коврами, в доме старушки-чеченки. Вот тут-то нам, двадцатидвухлетним выпускницам, впервые оказавшимся так далеко от своей малой родины, взгрустнулось. Даже до слез… Меланхоличную обстановку быстренько разрядил напросившийся в гости сын хозяйки, эдакий красивый, высокого роста молодой человек. «Девчонки, ну что вы грустите? Пойдемте лучше в Дом культуры: там фильм хороший показывают!» – предложил он. И мы, конечно же, согласились. С этого момента началось наше знакомство с местными обычаями, которым строго следовали и стар, и млад.

Когда мы вошли в большой зрительный зал современного Дома культуры и в темноте заняли места где-то в центре, уже шел киножурнал. Но вот включился свет. И мы с подругой… замерли от неожиданности. Весь зал был заполнен представителями мужского пола разных возрастов, которые все свое внимание обратили на нас, новичков в их селе.

Мы едва дождались конца сеанса, чтобы узнать у провожатого, в чем причина такого явления? Оказалось, по мусульманским законам того времени женщинам разрешалось посещение лишь индийских фильмов – и то в сопровождении родственников-мужчин. Потом мы еще долго удивлялись: образу жизни селян, но – молча, без комментариев, с уважением к чеченским обычаям, в дальнейшем получая от своих временных земляков такую же добрую ответную реакцию.

Знакомьтесь:  село Гойты!

Наше знакомство с местом своей работы началось с истории села Гойты, одного из самых крупных и известных в Чечне. Первое упоминание о нем датируется 1783 годом. Тогда Чечня была подвергнута нашествию нескольких российских карательных экспедиций. Огнем и мечом царские войска прошлись по селениям. Во многих исторических документах периода Кавказской войны есть упоминания о селе Гойты. Именно здесь была провозглашена и советская власть в Чечено-Ингушетии.

Вместе со страной жители села пережили все беды и невзгоды. Когда началась первая чеченская война, его население увеличилось в несколько раз из-за притока беженцев. Став стеной за сохранение жизней односельчан и гостей, молодые гойтинцы, называвшие себя оппозиционерами, не впустили в село боевиков. Среди них – были и мои ученики, а одному из них, Вахиду Алхалуеву, даже пришлось стоять под дулом бандитского автомата… Эти войны, в десятки раз увеличившие сельское кладбище, ещё раз показали, что гойтинцы, равно как и большинство чеченцев, — люди, бесконечно храбрые, готовые сложить головы за те идеи, в которые верят.

Наступила мирная жизнь. Улицы села получили новые названия в честь тех, кто навсегда остался молодым. Гойты разрослись. Если в начале семидесятых здесь было примерно 10 тысяч человек, то теперь, по официальным данным, — 18900 жителей. О хорошей демографической ситуации говорит такой факт: в Гойтах — пять школ. Четыре из них заново построены – с актовыми и спортивными залами, столовыми, медпунктами…

Нам, учителям 70-х годов, не узнать сегодняшние Гойты. Почти все сельские улицы, которых здесь стало в несколько раз больше, и даже многие переулки заасфальтированы. Почему растёт село? Во-первых, близость к Грозному. Во-вторых, бытовые условия в селе не уступают городским: газ, вода в домах: как холодная, так и горячая… За каналом, в 70-е годы бывшим одной из границ села, разросся новый посёлок, где в основном живет молодежь. Туда и переместился центр. Здесь новый Дом культуры, здание сельской администрации, больница, прекрасная новая мечеть. В настоящее время село Гойты славится своими мебельными ремесленниками.

Ученики, уроки, коллеги

Мои первые «чеченские шаги» в образовании, сделанные в Гойтинской восьмилетней школе, были необычными. Тогда предметное обучение начиналось с четвертого класса. Он-то и достался нам с Галей. Для изучения русского языка и литературы класс был разделен на две группы: где-то по 20 человек. Получалось, как при изучении, например, немецкого языка…

Хотя преподавание в школе велось на русском языке, нам, его носителям, поначалу было очень сложно работать с маленькими чеченцами. Что греха таить: местные учителя начальных классов при объяснении материала частенько переходили на свой родной язык. И в результате у четвероклассников оказались немалые пробелы в знаниях. Вот поэтому первые диктанты были испещрены учительскими исправлениями, сделанными красными чернилами.

Но у меня был настрой на то, что со своими кареглазыми мальчишками и девчонками, которые сразу же приняли меня, как свою, я добьюсь положительных результатов. Методика преподавания русского языка, изученная в институте, не совсем подходила для чеченских ребятишек. Приходилось придумывать что-то свое, не шаблонное: готовить яркие наглядные пособия, во время уроков использовать элементы игры, чаще бывать с детьми после занятий. И во время наших экскурсий по живописным окрестностям селения, походов в горы, окружавшие Гойты со всех сторон, я исподволь приобщала ребят к литературному русскому языку: мы устно «писали» сочинения, «рисовали» картины природы, придумывали викторины…

В итоге у нас многое получилось. Главное, что дети стали более грамотными. В большинстве своем – благодаря им самим: их заинтересованности, умению слушать и слышать учителя (что вырабатывалось постепенно), стремлению к знаниям. А еще – мне помог дружный педколлектив, в котором, кроме большинства местных педагогов, были и русские учителя – из Краснодарского края, Волгограда, Грозного.

Наши чеченские коллеги старались сделать все для того, чтобы в чужом краю мы чувствовали себя, как дома: приглашали в гости, организовывали праздники, походы в горы. На республиканском уровне для русских учителей была проведена экскурсия по лермонтовским местам. Это было незабываемо: Кисловодск, Ессентуки, Железноводск, Пятигорск — с беседкой «Эолова арфа», подземным озером «Провал», гротом и домом-музеем Лермонтова. И, конечно же, гора Машук — место гибели поэта…

Навсегда остался в памяти праздник, посвященный Дню города Грозного. К этому торжеству мы тоже готовили номера для концерта. Поскольку выступление было на большой сцене, все очень волновались, хотя в нашем арсенале было уникальное выступление учителя пения, которого по праву называли «гойтинским соловьем». Но когда за кулисами рядом с нами оказался Народный артист СССР Махмуд Эсамбаев, волнение просто «зашкалило». Мы с восторгом смотрели, как на сцене преобразился этот, на первый взгляд неприметный мужчина невысокого роста. Исполняя индийский ритуальный танец, он был настоящим «золотым богом». И таких запоминающихся моментов в нашей чеченской жизни было немало…

***

Время неумолимо бежит вперед. Но оно не может стереть воспоминания о Гойтах, о нашей, можно сказать, экзотической кавказской жизни, о первых учениках, которые тоже не забывают своих русских учителей. Они уже давно стали бабушками и дедушками, но, беседуя с нами по телефону, трогательно и взволнованно вспоминают свои школьные годы, которые в течение трех лет они провели с молодыми учителями, выпускницами Смоленского пединститута. Не проходит ни одного праздника, чтобы наши чеченцы не поздравили меня или Галину. А мы с чувством гордости рассказываем родным и друзьям о своих бывших учениках. Они не предали свою Родину, выросли настоящими людьми, которым близки такие чувства, как благодарность, уважение, понимание…

В. НИКОЛАЕВА.