Тема Великой Отечественной войны мне очень близка. Мой дедушка Иван Владимирович Ляхов погиб в самом ее начале. Фашисты сожгли дом, и бабушка без документов, с четырьмя детьми оказалась, можно сказать, на улице. Вот поэтому в нашей семье нет ни одной довоенной фотографии. И это самое печальное для меня: ведь я даже не знаю своего дедушку в лицо. А бабушка, тётя и мама часто рассказывали об ужасах войны. Вот поэтому вопрос об участии в Международном конкурсе «Уроки Победы» даже не возникал.
Две женщины – две судьбы
Тема моего урока — «Две женские судьбы»: нашей землячки Нины Александровны Соколовой и британской подданной Флоренс Найтингейл. Сразу же может возникнуть вопрос: что объединяет этих двух женщин, живших в разных странах и в разные эпохи?
Судьба Флоренц Найтингейл поразила меня тем, что девушка родилась в очень богатой аристократической семье, получила блестящее образование, овладела несколькими иностранными языками. Однако, вопреки традициям своей семьи, она выбрала трудный путь сестры милосердия: работала в госпиталях, участвовала в Крымской войне в 1853 – 1856 годов.
Биография этой женщины, которая работала совсем рядом с фронтом, полна героических поступков. Благодаря использованию новейших методов хирургии, она поднимала на ноги, казалось бы, совсем безнадежных раненых. Ф. Найтингейл неукоснительно соблюдала правила санитарии, поэтому операции проходили без эксцессов. Больные поправлялись, и, если по состоянию здоровья не могли дальше воевать, то хотя бы возвращались домой. Вклад Флоренс Найтингейл в развитие сестринского дела был признан во всём мире. В 1912 году Лига Международного Красного Креста и Красного полумесяца учредила медаль ее имени — самую почётную и высшую награду для всех сестёр милосердия.
О Нине Александровне Соколовой, нашей героической землячке, которая была награждена медалью имени Флоренц Найтингейл, я впервые услышала во время экскурсии в Вяземском медицинском колледже. Захотелось узнать больше об этой замечательной женщине, и я обратилась за информацией в Вяземский историко-краеведческий музей. Его директор О.Е. Селявина познакомила меня со статьей «Верна клятве», опубликованной в «Ленинском пути» 16 сентября 1987 года.
Автор В. Киселёв после встречи с Ниной Александровной подробно описал её героический путь с первых дней войны. Она, совсем ещё девчонка, с дипломом медицинской сестры работала в подпольном госпитале в селе Передел, ежедневно повергая себя смертельной опасности: ведь совсем рядом были фашисты. Лекарств не хватало, поэтому лечили в основном травами. Однако от ран не умер ни один раненый.
Затем девушка вступила в ряды действующей армии. И вплоть до окончания войны она самоотверженно выполняла свой гуманный долг медицинской сестры. День Победы Нина Александровна встретила в Берлине. Она была награждена орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени.
События жизни обеих моих героинь оказались похожими. Самоотверженный жизненный путь Ф. Найтингейл всегда был и остаётся примером бескорыстного служения делу заботы и уходу за больными людьми независимо от чинов, национальности и материального состояния. И судьба нашей землячки Н.А. Соколовой — ярчайшее тому подтверждение.
Подготовка сценария
Так и родился сценарий урока. Я работала над его переводом на английский язык; искала тексты на аудирование и различные видеоматериалы по данной теме; составляла упражнения; готовила презентацию. В общем, старалась сделать все для того, чтобы урок был не просто интересным для учеников. Он должен был соответствовать требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов. Когда всё было отточено до мелочей, я провела урок в 10 классе. И всё получилось. Те, кто в качестве гостей присутствовал на нем, высоко оценили мой труд.
Методическая разработка урока была отправлена на региональный тур всероссийского конкурса. И ее признали лучшей. Так мой урок стал участником федерального этапа конкурса. По его итогам я и ещё 32 человека вышли в финал. Он был назначен на 2 апреля и должен был проходить как урок в одной из московских школ и заседание «круглого стола».
Но пандемия внесла свои коррективы. Финал конкурса перенесли на осень в надежде на то, что опасный вирус отступит. Но этого не случилось. Тогда оргкомитет принял решение о проведении уроков и «круглого стола» онлайн. Их сценарии были заранее опубликованы на сайте конкурса.
Необычный финал
И вот состоялся торжественный финал Международного конкурса методических разработок «Уроки Победы», который был необычным. Его организаторами выступили Министерство просвещения РФ, Российское историческое общество и группа компаний «Просвещение».
Благодаря современным технологиям, мы, финалисты из Смоленской области, Москвы, Санкт-Петербурга, Тулы, Брянска, Мурманска, республик Крым, Тува и Хакассия, а также Белоруссии, Аргентины, Израиля, смогли выступить на заседании «круглого стола». Я рассказала о том, как в нашей школе была проведена акция «Букет Победы» — о 255 гладиолусах, высаженных на школьной клумбе в память о стольких же односельчанах, не вернувшихся с войны. Это нашло отклики у участников «круглого стола», о чем они и писали в чате.
В своем видеообращении Председатель Российского исторического общества, Председатель совета фонда «История Отечества» С.Е. Нарышкин сказал: «Международный конкурс методических разработок «Уроки Победы» по праву стал одним из главных событий Года памяти и славы. Изначально финал конкурса должен был определить нескольких абсолютных победителей. Но серьезный отбор, пройденный каждым из финалистов, позволил оргкомитету отказаться от распределения призовых мест. С полным на то основанием мы готовы признать победителями всех участников, вышедших в финал».
Так я стала победителем Международного конкурса «Уроки Победы». Конечно, участие в конкурсе такого уровня для меня как учителя – это возможность оценить уровень своего профессионализма. Но даже не это главное. Я получила уникальную возможность донести правдивую историю жизни вязьмички Нины Александровны Соколовой до огромной аудитории людей во всём мире. Ведь в конкурсе приняли участие 15000 человек из 28 стран мира и всех субъектов Российской Федерации.
Светлана ШАХИНА, учитель английского языка Андрейковской средней школы.