Смоленщина для Патриарха Московского и всея Руси Кирилла стала второй родиной. Четверть века он отдал служению в Смоленской епархии. Много значимых дел произошло по инициативе выдающегося иерарха Русской Православной церкви. Это присоединение к Смоленской епархии Калининградской области, открытие духовной семинарии, создание монастырей, освящение престолов в десятках новых храмов… Но одно событие является наиважнейшим, потому что оно связано с крещением Руси и именем её крестителя — равноапостольного князя Владимира.
Днепр – четвёртая по длине река Европы после Волги, Дуная и Урала. Длина реки в естественном состоянии — 2 201 км; в пределах Украины – 1 121 км, в пределах Белоруссии – 595 км, в пределах России – 485 км. Днепр берёт начало в небольшом болоте Мшара у села Бачарово Сычёвского района Смоленской области, на южном склоне Валдайской возвышенности. От истока до устья Днепр протекает по территории трёх государств: России, Белоруссии и Украины.
Первое упоминание о реке встречается у греков в V веке до н.э. как «Река с севера», Борисфен. Днепр был частью важного торгового пути из варяг в греки, соединяющего Прибалтику с Причерноморьем, который по притоку Днепра — реки Вязьмы имеет отношение и к нашему городу. Вот почему историки предполагают, что Андрей Первозванный мог проповедовать христианство на территории Смоленщины и даже Вязьмы.
Неслучайно Вязьма одна из первых приняла христианство, и свидетельством тому стало строительство многих храмов на территории города, а летописец города Виноградов писал, что уже в XI веке «город Вязьма был мног людьми и храмами», в которых они молились.
Свято – Владимирский монастырь на истоке Днепра Вяземской епархии Русской православной церкви расположен в урочище Рождества. На истоке Днепра в 2014 году по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла начато строительство монастыря, первым наместником которого был назначен иеромонах Амвросий (Федукович).
29 августа 2015 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил Владимирский храм и исток Днепра. Представителям Вяземской епархии: епископу Вяземскому Сергию, духовенству епархии, казакам вяземских хуторов Смоленского отдельского казачьего общества, верующим приходов епархии — была предоставлена возможность присутствовать на освящении истоков Днепра.
Летом 2010 года был организован Славянский крестный ход по Днепру от истока до Киева в честь 65 – летия Победы в Великой Отечественной войне. Год 75 – летия Великой Победы для людей и для реки Днепр особенный.
За форсирование Днепра 2438 воинам было присвоено звание Героя Советского Союза, что составляет пятую часть всех удостоенных этого высокого звания в 1941 — 1945 годах. Это было самое массовое награждение «Золотыми Звёздами» за всю войну. Был удостоен этого высокого звания и наш земляк. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 октября 1943 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленное мужество и героизм в бою при форсировании Днепра гвардии майору Петру Захаровичу Истратову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 2653).
17 июля 1941 года высадился крупный немецкий десант в районе города Ярцево. Соловьёва переправа, одна из пяти переправ через реку Днепр, стала последним путём отступления попавших в окружение 16-й и 20-й армий. Около 100 тысяч убитыми бойцов Красной Армии остались лежать на берегах, попав под постоянные обстрелы и бомбёжки вражеской авиации. Вода в Днепре была красной от крови. Здесь проходила «дорога жизни», по которой люди выходили из окружения.
Ожесточённые бои у Соловьёвой переправы шли и во время Отечественной войны 1812 года. Вместе с русскими войсками через Соловьёву переправу в 1812 году перевезли икону Смоленской богоматери Одигитрии, которая направлялась на Бородинское поле, чтобы перед ней могли помолиться участники легендарного сражения.
Светлым моментом стало открытие мемориального храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших» у Соловьёвой переправы и панихиды, которую отслужил во время освящения престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл 27 сентября 2002 года.
Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия», что значит «Путеводительница», по Церковному преданию была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Византийский император Константин IX Мономах, выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославовича, сына Ярослава мудрого, благословил её в путь по Днепру из Константинополя до Чернигова этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенёс её в начале XII века в Смоленскую Соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Исток Днепра — Иордань, купель православных христиан. Надо помнить, что в этой купели, которая связывает географически три братских народа: России, Украины и Белоруссии, есть связь духовная и историческая. Помнить, что первые святые Борис и Глеб отдали свои жизни за веру, отказавшись от борьбы за власть. Они предпочли быть убитыми, но не предать волю Божию и волю родителя своего, крестившего народы в купели Днепра.
У Днепра — смешанный тип питания. В верхней части реки это преимущественно снеговое питание, а также дождевое и подземное. Больше трёх четвёртых водостока формируется в верхней части реки, там, где находится исток Днепра. В верхней части бассейна реки в прохладном климате осадков выпадает больше, а испаряется гораздо меньше. Всего в бассейне реки протекает более 15 000 малых речек, каждая из которых питает большой Днепр.
Река Днепр стала свидетелем множества исторических событий и эпох. На берегах проживали разные племена, зарождались новые цивилизации. Современный Днепр проходит не только через три государства, он проходит через сердца живущих в этих государствах людей: русских, украинцев, белорусов. Некогда три руководителя этих государств приняли решение разделить территории этих стран. Но как разделить народы, связанные одной судьбой?
Не в первый раз крестившийся в Днепре народ соблазняется смутными силами на раскол и предание забвению первородной купели православных христиан. Бог ранее не покидал и в это время не покинет своих чад троицы Иордановой и направит их разум и стремление в одно русло духовное. Надеемся на это, и пусть вера не покинет нас, пока не высохнут воды в Славутиче, так некогда называли реку Днепр славяне.
Свято-Владимирский монастырь — необыкновенная обитель. Сам исток Днепра – чудо православного свечения трёх народов: русского, украинского и белорусского. Но это чудо было бы по духовному окормлению ещё выше, если бы в монастыре были представлены братья-монахи всех православных христиан, проживающих на берегах реки Днепр. Покаянные молитвы смущённых сердец этих народов скорее дойдёт до Божественного уха и сердец и остановит раздор или утопит его, как некогда языческую веру в святых водах Днепра.
Подготовил Александр Клименков.
Фото: https://www.vyazmaeparh.ru/.