Историю Покровского храма удивительным образом описал Александр Константинович Клименков в своем рассказе «Ворон». Поэт, писатель и композитор давным-давно поселился на этой многострадальной и благословенной земле.
Следует сказать, что деревня Покров – это одно из самых высоких мест Средне-Русской возвышенности. Она находится на высоте почти трехсот метров над уровнем моря. И по авторскому замыслу без малого триста лет живет там главный герой рассказа – старый Ворон, с которым у писателя завязались приятельские отношения, переросшие затем в крепкую привязанность.
Родился Ворон, по мнению писателя, в середине восемнадцатого столетия, как раз в тот год, когда вотчинник Афанасий Михайлович Сафонов построил в селе каменный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Тогда, еще молодым вороненком, он важно выхаживал на колокольне по перекладине, где висел самый большой колокол, и подражал в походке священникам, одетым, как и он, в черные одежды.
Видел Ворон на родной земле и французов в Отечественную войну 1812 года. Справедливости ради, нужно отметить, что по преданию французы разграбили Покровскую церковь, проломив отверстие в двери, так как не сумели сорвать ее с петель. Дверь с отверстием хранилась в колокольне храма, о чем в 1892 году свидетельствовал прихожанин храма, потомственный почетный гражданин Дмитрий Тимофеевич Жемчужный.
Помнил Ворон, и как пришла новая власть – советская, и как церковь закрыли на замок. Дети в храме растаскивали имущество, а заодно разорили и гнездо Ворона. А потом и вовсе началась война…Появились чужаки, чья непонятная речь была похожа на воронье карканье. Они взорвали его родной храм. «Он рухнул не сразу, а медленно, будто солдат, подогнув колени, сползал на землю, – пишет автор. – Облако пыли взметнулось до небес, и долго Ворон не мог рассмотреть, где же деревня. Она в одночасье поседела. Уцелевшие домишки, покрытые пылью, стали старыми и до неузнаваемости горбатыми. В этом аду погибла и его ворона. Он хотел умереть». И, наверное, покончил бы с собой, если бы не уцелевшая колокольня. Немного наклонившаяся, израненная снарядами, она стояла и была видна на десятки километров.
Здесь следует сказать, что в 1993 году по инициативе тогда еще диакона Александра Клименкова при духовном окормлении настоятеля Иоанно-Предтеченского монастыря игумена Аркадия (Недосекова) рядом с остатками фундамента ранее существовавшего храма был построен новый – во имя Покрова Божией Матери.
«Неужели вернется то счастливое время? – думал Ворон, глядя тогда на строящийся храм. – Неужели дожил? Вернется Русь… Все будет! Будет и хозяин на этой земле. Будет счастье, ведь у людей появилась маленькая надежда, они верят во что-то. Они даже любят. Правда, пока себя больше, чем других. Но любят же! Значит, это чувство живет. Не умерло. И даст свои плоды».
Подготовила Алина Сотник.