В 2020 году Россия празднует 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. С каждым годом мы все дальше и дальше от тех суровых и трагических дней. Уходят последние из тех, кто боролся с врагом на Волге и Дону, горел в танках и стоял насмерть под Курском и Москвой. Но пока мы, их дети, внуки правнуки, помним, они живы, ведь память — это преодоление времени. И наша задача — сохранить память о подвиге дедов и передать ее следующему поколению, как эстафетный огонь, незатухающий и вечный.
Уже в первые дни войны советские центральные газеты получили право послать на фронт своих корреспондентов для освещения боевых действий. Архивы сохранили нам их статьи, очерки, заметки, сводки Совинформбюро. Увидеть события Великой Отечественной войны своими глазами сегодня нам помогают работы фронтовых фотокорреспондентов, которые «с лейкой и блокнотом» прошли дорогами войны и оставили нам уникальные фотосвидетельства.
На фронтах Великой Отечественной войны работало около 200 фотокорреспондентов. Среди них были фотографы центральных и военных, армейских изданий. За четыре года войны ими было сделано около миллиона кадров. Фронтовая судьба военных фотокорреспондентов складывалась по-разному. Многие дошли до Берлина и встретили Победу там. В отличие от современной ситуации во время войны аккредитованные для работы на фронте журналисты зачислялись в ряды Красной Армии с присвоением офицерских званий, получением формы и боевого оружия. Порой им приходилось вступать в бой. В 1941-1945 годах на фронте погибло 27 фотокорреспондентов.
Работа фотографа в зоне боевых действий тогда была строго регламентирована. Уже 9 августа 1941 года было принято постановление ЦК ВКП(Б) о работе на фронте специальных корреспондентов. В 1942 году было выпущено «Положение о работе военных корреспондентов на фронте». Этот документ четко обозначал цели и задачи аккредитованных журналистов. Перед военными фотографами стоял ряд задач: информировать о текущем состоянии дел на фронте, фиксировать разрушения и зверства фашистских войск, сообщать о достижениях Красной Армии.
Фотографы писали визуальную летопись войны — с ее горем, с поражениями и победами. Их герои — не просто частные лица, гражданские и военные, но типы советских людей. Отечественная фотография военных лет очень эмоционально окрашена, снимки пронизаны сильными эмоциями — злостью и горечью, счастьем и радостью. Но войну иначе и не снимешь. Самое сильное ощущение оставляют непостановочные съемки военных действий. Самое страшное — это вторжение войны в мирную жизнь людей. Разрушенные села, сожженные деревни, матери, потерявшие детей.
«Войну издали не снимешь, войну можно снимать только вблизи», — писал Константин Симонов, который хорошо знал, о чем говорил. Еще во время военных действий на Халхин-Голе он работал там в качестве военного корреспондента. С началом Великой Отечественной войны он был призван в РККА, писал для «Известий». Дороги войны привели Симонова в Вязьму. Он дважды бывал в городе. В историю советской литературы и в сердца людей вошли его проникновенные строки «Я помню в Вязьме старый дом».
Во второй раз Симонов ступил на Вяземскую землю после освобождения города от немецкой оккупации. Но 15 марта 1943 года он не смог отыскать этот дом и записал в своем дневнике: «Вязьма разбита и сожжена так, что ничего не могу понять: с одного конца насквозь видны крайние развалины на другом конце города…. Пробую представить себе, где же был дом, в котором мы сидели в ту ночь. Все завалено обломками, что даже трудно понять, как и где шли раньше улицы… Воздух кругом напоен гарью, а снег почернел, как будто люди, оставшиеся в живых, в знак скорби посыпали всю землю пеплом…».
12 марта 1943 года после 17 месяцев оккупации и многочисленных попыток отбить город Вязьма была освобождена силами войск Западного фронта. На здании городского совета был водружен красный флаг. Первыми в город вошли бойцы 3-й гвардейской мотострелковой и 144-й стрелковой дивизии 5-й армии, а также 110-й стрелковой дивизии 33-й армии. Перед их глазами представали еще дымящиеся руины домов. Из 5,5 тысячи зданий в городе остался целым 51 дом. Были уничтожены больницы, школы, церкви, хлебозавод, костел, женская гимназия, электростанция, два моста и два городских парка. Город был почти полностью сожжен, разрушен и заминирован. Из почти 35-тысячного населения к моменту освобождения города осталось не более двух тысяч. Они были вынуждены ютиться в землянках, на развалинах домов, в силосных ямах.
Именно таким — разрушенным до основания — город увидели фронтовые фотокорреспонденты, вступившие в Вязьму в первые дни после освобождения вместе с частями Красной Армии. Свои свидетельства нам оставили Н. Попов, В. Кинеловский, Г. Петрусов, Ф. Кислов. На их снимках трудно угадать знакомые нам улицы. Нет привычных нам ориентиров, лишь груды кирпича и полуразрушенные стены домов. Мы видим и вязьмичей, встречающих воинов-освободителей. На лицах людей — печать пережитого.
Мой дед, коренной вязьмич, Шевелев Леонид Николаевич вместе с матерью, братьями и сестрой всю оккупацию находился в городе. Перед отступлением немцы сожгли их дом, окончательно оставив семью без крова над головой. Малолетние дети ночевали в снегу.
Глядя на фотографии освобожденного города, я каждый раз думаю о том, что где-то там, в толпе людей на снимке в нерезкой фигурке на потемневшем от времени негативе я могу отыскать его, моего деда Леню. Посмотрите и вы на эти снимки. Может быть, вы увидите кого-то из ваших близких, на чью долю выпала горечь военных дней и пепел сожженного города. Пусть фотокарточки напомнят нам о том, что никогда не должно повториться.
Материалы, посвященные годовщине освобождения Вязьмы от немецко-фашистских захватчиков, читайте в газете Вяземский вестник №10 от 12.03.2020
Екатерина Волкова, журналист, фоторедактор. Фото из архива автора.