О событиях 1941 года, произошедших под Вязьмой в октябре, долгое время не было принято «громко» говорить. Тема, как говорится, была закрытая. Первое произведение, которое показало трагедию «Вяземского котла» и пропустило его через сердце автора и зрителей, был художественный фильм, снятый по трилогии «Живые и мёртвые» Константина Симонова.
Надо сказать, что автор был неравнодушен к вяземской земле. Его стихотворение «Дом в Вязьме», решение избираться депутатом Верховного Совета СССР связаны с нашим городом неслучайно. Но то, что роль генерала Ф.Ф.Серпилина в фильме «Живые и мёртвые» сыграл наш земляк, Народный артист СССР А.Д. Папанов неслучайность. Это историческая судьба. Тем более, что Анатолий Дмитриевич — участник войны, получивший ранение на фронте и с лихвой хлебнувший военного лиха. Это факт! Сейчас, когда на родине А.Д. Папанова в Вязьме открыт памятник его великому таланту, думается, что живые цветы в юбилейный год 75 — летия Победы должны неувядаемо лежать у ног участника войны и выдающегося артиста-земляка. И не только как признание его кино- и сценических заслуг, но и как память о «Вяземском котле», и память обо всех фронтовиках, не доживших до этой славной даты в истории нашего народа. Прославляя подвиг советского солдата, упоминал о городе Вязьме и поэт А.Т.Твардовский. Но наш земляк, скульптор А.Г.Сергеев создал образ солдата Василия Тёркина и памятник автору поэмы о солдате Александру Трифоновичу. Альберт Георгиеевич — сам участник Великой Отечественной войны, Народный художник РФ, он создал свыше 200 скульптурных произведений, среди которых многие заняли достойное место в Смоленске, Ельне. Хотелось бы, чтобы эти памятники советской гвардии, рождённой в боях под Ельней, «Скорбящей матери» в Смоленске и другие удостоились чести быть в цветах не только 9 мая, но и в другие дни юбилейного года. Память в нас живёт не по праздникам, она живёт ежедневно, только так она может остаться в сердцах навечно.
Александр Клименков.