87 лет назад советские летчики Валерий Чкалов, Георгий Байдуков и Александр Беляков на самолете АНТ-25 взлетели с подмосковного аэродрома Щелково, взяв курс на Северный полюс. Спустя 63 часа, преодолев в воздухе без посадки 9130 километров, они приземлились в американском Ванкувере.
Перелет проходил в экстремальных условиях, но, несмотря на трудности, Чкалов и его экипаж выполнили задачу. Полет на рекордном самолете АНТ-25, созданном А.Н. Туполевым и П.О. Сухим, открыл авиационный путь через Северный полюс и укрепил взаимосвязи между странами. Считается, что именно советские трансполярные полеты привели к потеплению отношений между СССР и США, послужив затем основой сотрудничества во время Второй мировой войны.
1930-е годы стали временем бурного развития авиации во всем мире. Советский Союз в авиационной гонке был в числе лидеров. В 1933 году в Конструкторском бюро А.Н. Туполева был создан самолет АНТ-25 (РД), предназначенный специально для дальних перелетов. На машине было установлено убираемое шасси и первая отечественная конструкция винтового противообледенительного устройства.
Летом 1934 года начались испытания машины, которые, однако, проходили не всегда гладко. Из-за неустойчивой работы мотора первые две попытки дальнего перелета по треугольнику Москва-Рязань-Тула-Москва не удались. Однако уже в сентябре самолет успешно преодолел расстояние от Москвы до Харькова.
Вскоре был задуман план нового беспосадочного полета. В качестве командира экипажа был утвержден талантливый пилот Валерий Чкалов. В феврале 1936 года он впервые сел за штурвал этой машины. После полета Чкалов заявил: «Да это просто чудо, а не самолет! Какие же молодцы туполевцы».
Первоначально хотели лететь из Москвы в США через Северный полюс, однако И.В. Сталин отметил, что лучше будет организовать перелет из Москвы в Петропавловск-Камчатский.
Ранним утром 20 июля 1936 года, со специально сооруженной стартовой площадки подмосковного аэродрома близ Щелкова АНТ-25 с экипажем в составе Валерия Чкалова, Георгия Байдукова и Александра Белякова поднялся в воздух. Ему предстояло пройти без посадки над топкими болотами Белозерья, гористым Кольским полуостровом, над холодными водами Баренцева моря и архипелагом Северная Земля, быть в тысяче верст от Северного полюса, пересечь таежную глухомань Якутии и достичь Камчатки.
22 июля аэроплан вышел к Тихому океану, а вскоре и к Петропавловску-Камчатскому. Казалось, что цель достигнута, но горючего было еще достаточно много, и отважный Чкалов решил рискнуть. Выбросив над городом вымпел, он взял курс на Сахалин и полетел над Охотским морем.
Внезапно начался сильный дождь и туман, видимость резко снизилась. Экипаж решил сменить курс и идти на Хабаровск. Вдруг впереди опасно выросли береговые скалы. Чкалов резко увел самолет вверх, но началось сильное обледенение корпуса машины. В этой ситуации надо было экстренно снижаться и идти на посадку. В условиях сильного ливня, Валерий Павлович мастерски посадил самолет на маленький остров Удд, потеряв всего лишь одно шасси. Приземлившись, летчики дали радиограмму: «Всем, всем. Экипаж АНТ-25 совершил благополучную посадку вблизи Николаевска, на острове Удд. Все в порядке».
Вскоре повреждения были устранены, и экипаж, немного отдохнув, взял курс на Москву.
10 августа АНТ-25, сопровождаемый эскортом из двенадцати самолетов, прошел над столицей и взял курс на Щелково. Ровно в 17 часов он приземлился под восторженные аплодисменты горожан, специально приехавших встречать храбрых авиаторов. За этот успешный перелет В. Чкалов и его товарищи были удостоены звания Героя Советского Союза.
В 1937 году тот же экипаж совершил первый беспосадочный перелёт через Северный полюс в Ванкувер (США). Командир экипажа Валерий Чкалов, второй пилот Георгий Байдуков и штурман Александр Беляков собирались побить мировой рекорд по дальности полета в самых сложных условиях, но им этого сделать не удалось из-за перерасхода топлива, поэтому пришлось довольствоваться «всего лишь» трансполярным перелетом - на этом достижении в советской прессе затем и делался основной акцент.
Несмотря на все эти успехи, А.Н. Туполев 21 октября 1937 года был арестован по обвинению во вредительстве и принадлежности к контрреволюционной организации — ведь именно на эти годы рекордных авиационных достижений «сталинских соколов» пришелся и разгар «большого террора».
Вместе с Туполевым были арестованы ведущие специалисты ЦАГИ и ОКБ, директора большинства авиационных заводов, многие из которых работали затем в «шарашках» — то есть в закрытых конструкторских бюро НКВД. А.Н. Туполев, осужденный на 15 лет, за примерный труд был досрочно освобожден 19 июля 1941 года, а полностью реабилитирован лишь в 1955 году.
Информация о трансполярных перелетах в советской прессе подавалась так, будто советские авиаторы одержали победу в соревнованиях с другими странами и проложили важный новый маршрут, по которому в дальнейшем будет установлено постоянное движение.
Однако сам по себе Северный полюс перестал быть объектом пристального интереса авиаторов после рекордных арктических полетов 1920-х годов, а регулярные рейсы в этом направлении не позволяло организовать как состояние серийной авиатехники, так и сложность навигации, состояние радиосвязи и возможности полярной метеорологии. Попыток повторить или превзойти достижения советских летчиков никто в те годы даже и не делал.
«Сбылась мечта человечества о воздушной дороге между материками через Северный полюс, — писала между тем в конце июня 1937 года газета «Правда». — Вместе с товарищем Сталиным, вместе с руководителями партии и правительства страна горячо поздравляет отважных и мужественных советских пилотов, успешно завершивших геройский перелет…
В истории покорения человеком природы открылась новая эра. Знаменосцем этой эры явился Советский Союз, страна победоносного социализма, оплот мира, культуры и прогресса, передовой отряд прогрессивного
человечества».
Тем не менее, технические авиационные достижения советских авиаконструкторов были несомненны. В 1930-е годы советские заводы начали выпускать самолеты, целиком спроектированные и построенные отечественным авиапромом.
Валерий Чкалов изначально не был инициатором полетов через Северный полюс, его привлек Байдуков уже на позднем этапе — для осуществления застопорившегося проекта нужна была чкаловская популярность и его связи в верхах — характер и известность Чкалова, а также его летные достижения импонировали руководителям СССР, которые закрывали глаза на некоторую скандальность.
Полет был изначально запланирован до Сан-Франциско, однако топлива туда уже явно не хватало, поэтому пришлось совершать посадку в Ванкувере, на военном аэродроме Пирсон-Филд. И уже на земле выяснилось, что в баках оставалось всего 77 л горючего.
За 63 часа и 16 минут экипаж АНТ-25 преодолел 9130 км (по расчетам Белякова), это было больше, чем рекорд дальности по прямой, принадлежавший тогда французским пилотам Морису Росси и Павлу Коде (9104,7 км), однако по международным правилам рекорд засчитывался лишь между точками взлета и посадки, а этот результат у советских летчиков за счет всех вынужденных петляний оказался далеко не рекордным — 8583 км.
Тем не менее, западная пресса отдавала должное экипажу Чкалова, восхищалась его мужеством и возросшими возможностями советской техники. Перелет показал, что в СССР есть пилоты и штурманы, способные вести самолет в трудных условиях, как и то, что страна в состоянии производить двигатели, способные работать долгое время.
Летчиков вскоре принял у себя в Белом доме, в Овальном кабинете, президент США Франклин Рузвельт, он проговорил с советским экипажем час и сорок минут вместо запланированной пятнадцатиминутной беседы. В Нью-Йорке экипажу Чкалова устроили восторженную встречу прямо на улицах города.
С большими овациями героический экипаж встречали в различных городах СССР. В 1937 году вязьмичи увидели советских летчиков Валерия Чкалова, Георгия Байдукова и Александра Белякова на вокзале железнодорожной станции. Об этом событии свидетельствует сохранившаяся с тех времен фотография.
На фото: Александр Беляков, Валерий Чкалов и Георгий Байдуков.