Своё 1 сентября 1987 года я помню до мельчайших подробностей. Это был мой первый день работы в качестве учителя в Андрейковской средней школе. Погода была замечательная, солнечная, будто сама природа понимала важность и значимость момента: все вместе — дети, родители, гости; открывалась школа; начинал формироваться коллектив… Среди педагогов — немало опытных учителей, которые держались уверенно, и несколько вчерашних студентов. В их числе — я, а также учитель русского языка и литературы М.В. Щербакова. Мы, конечно, волновались больше других: ведь — всё в первый раз. С Мариной Владимировной мы подружились сразу: обе ответственные, молодые, амбициозные (в хорошем смысле этого слова), творческие…
Нам не хватало 45 минут урока, и мы придумывали и воплощали в жизнь разные проекты в рамках внеклассной работы. Работала «Литературная гостиная», проводились КВНы между учителями и детьми. Мы писали сценарии для всех мероприятий, которые у нас проходили. Раньше на августовских учительских конференциях школьные коллективы показывали «визитные карточки», устраивали выставки цветочных композиций. Это всё было наше. Мы легко придумывали и воплощали в жизнь любой проект и, что очень важно, получали огромное удовольствие, заражая этим других.
Ещё Марина Владимировна — отличная спортсменка, за плечами которой — спортивная школа. И сегодня она с удовольствием играет в волейбол и баскетбол, плавает, любит велосипед и летом часто отправляется на нем на прогулки. А все потому, что девиз Марины Владимировны по жизни — ни дня без спорта! О М.В. Щербаковой и её талантах можно говорить много. Но я хочу рассказать о ней, прежде всего, как об учителе.
Начну с того, что отец Марины Владимировны, Владимир Фёдорович Щербаков – потрясающий педагог, удостоенный звания «Отличник народного просвещения». 51 год он, как и дочь, преподавал русский язык и литературу, но только в средней школе №5. Владимир Фёдорович был человеком многогранным, с удивительным чувством юмора и добрым взглядом на жизнь. Все наши встречи и разговоры лично для меня были уроками жизни. Я всегда вспоминаю об этом с теплотой и благодарностью.
Думаю, что именно пример отца стал решающим в выборе Мариной Владимировной профессии. Она любит свой предмет, интересно проводит уроки, открывая детям волшебный мир литературы, раскрывая богатство русского языка. Учитель старается передать своим воспитанникам великое культурное наследие наших предков, бесконечную красоту родного языка и литературы. Марина Владимировна очень добра к детям: всегда готова помочь, подсказать, разделить с ними горечь неудач и радость побед.
Мне запомнилось участие Щербаковой и ученицы нашей школы Тани Мухиной в конкурсе проектов, посвященных Великой Отечественной войне. Работа была основана на дневнике, который на протяжении всей войны вёл прадедушка девушки. Это было пронзительное сочинение о любви и войне, о чувстве и долге, о страхе и отваге, о радости Победы и ужасе потерь. Читать его без слёз было невозможно. Проект и его автор стали лауреатами Всероссийского открытого конкурса интерактивных работ школьников «Сохраним историческую память о ветеранах и защитниках нашего Отечества!». Сама Татьяна с благодарностью к Марине Владимировне вспоминает о совместной деятельности, о высоком мастерстве своего наставника. Девушка отмечает, что у неё на всю жизнь выработался алгоритм работы над сочинением, сообщением, проектом…
Ещё одна ученица М.В. Щербаковой, Аня Захарова, пришла к нам в школу уже в 10 классе, но Марина Владимировна смогла рассмотреть за ее робкими стихами самый настоящий поэтический талант. Девушка принимала участие в литературных конкурсах всероссийского и международного уровней. В частности, она стала победителем международного литературного конкурса для детей и юношества «На благо Родины», организованного Санкт-Петербургским отделением Союза писателей России. В созданный по его итогам сборник вошло и стихотворение А. Захаровой. Сегодня она — очень популярная поэтесса. В поэтической группе Анны «Фатальность» ВКонтакте — более 46 тысяч подписчиков. Ее приглашают в поэтические туры по всей стране. На стихи Захаровой пишут песни, издан сборник её собственных творений.
Истории этих двух наших выпускниц — лишь два примера, характеризующие М.В. Щербакову как талантливого наставника. Кстати мне вспомнилось высказывание Л.Н. Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель». Не хочу показаться высокопарной, но в этих словах — суть педагогической деятельности Марины Владимировны. Мне самой импонирует ее способность направлять любую работу в нужное русло. М.В. Щербакова участвовала в конкурсе лучших учителей Российской Федерации в рамках ПНП «Образование» и стала победителем, ей была вручена Почетная грамота Министерства образования и науки РФ.
Логичным было то, что Щербакову назначили заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе: она всегда была в резерве на эту должность. Начинающий руководитель многому научилась у Анны Семёновны Пушкиной, которая 25 лет была завучем в нашей школе. Марина Владимировна немало работала над собой, изучала опыт других коллег, училась на собственных и чужих ошибках. У М.В. Щербаковой как помощницы директора немало обязанностей. Она отвечает за организацию учебного процесса в школе, за выполнение программ и качество преподавания; осуществляет контроль над учебно-воспитательной работой, ее результатами и посещаемостью учащихся; составляет расписание уроков и отчеты о состоянии учебно-методической работы…
Деятельность заместителя директора по УВР направлена на то, чтобы создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества. Чтобы всем было комфортно: учить и учиться, общаться и работать, участвовать в жизни коллектива и получать удовлетворение от своей деятельности… Непросто быть руководителем такого масштаба, но у Марины Владимировны это получается. Она прикладывает много усилий, проявляет максимум объективности и понимания для того, чтобы разработать справедливые, четкие, конкретные критерии для определения результативности работы каждого учителя-предметника; способствует его профессиональному росту, мотивирует к самосовершенствованию, помогая подняться на более высокую ступень в своем деле.
И сегодня М.В. Щербакова возглавляет районное методическое объединение заместителей директоров по УВР. На протяжении ряда лет она как учитель-профессионал и методист является членом жюри муниципальных конкурсов — методических служб, «Учитель года», «Исследование и творчество»; проводит семинары и вебинары на уровне школы и района. Недавно Марина Владимировна была награждена дипломом за участие во Всероссийском форуме «Педагоги России. Инновации в образовании», а также дипломом участника Всероссийского конкурса «Завуч года», организованного журналом «Справочник заместителя директора». Это еще одно подтверждение тому, что М.В. Щербакова — ответственный, творчески работающий человек, который имеет большой авторитет и пользуется уважением у коллег по работе, учеников и их родителей.
Закончить рассказ о своей коллеге мне хочется перефразированным высказыванием героя одного из фильмов талантливого режиссёра Л. Гайдая. Вот такая она, заместитель директора и учитель Марина Владимировна Щербакова, — спортсменка, активистка и просто красавица!
Светлана ШАХИНА.
Еще один материал, посвященный году педагога и наставника, читайте в газете «Вяземский вестник» №17 от 27.04.2023 года..