В этот день культурно-выставочный центр гостеприимно распахнул свои двери для представителей вяземского педагогического сообщества. Здесь царила праздничная атмосфера. Да это и понятно! Все-таки все собравшиеся в зале пришли на торжество, посвященное закрытию традиционного конкурса «Учитель года-2023». Его ждут, к нему готовятся… Ведь этот конкурс дает возможность представителям самой гуманной профессии на Земле проверить свои силы, испытав себя на прочность; раскрыть творческий потенциал. А еще — поделиться опытом и узнать у других претендентов на победу: какие же секреты мастерства таятся в их портфолио?! Кроме того, такой конкурс способствует расширению диапазона квалифицированного общения, повышению престижа профессии педагога. Это особый мир — соревнования, поиска удач и обретения находок. Это шаг вперед и победа над собой…
Так считают участники конкурса «Учитель года-2023» — четыре претендента на победу. Лучшие из лучших, гордо и смело несущие великое звание – учитель; те, кому рукоплескал зал… У них — свои взгляды на профессию, свои пути к вершинам мастерства, свои методы преподавания. А еще – разные квалификационные категории и педагогический стаж. Да, они, конкурсанты, неодинаковые и в то же время похожие, поскольку у них немало общего. Это преданность выбранной профессии; увлеченность любимым делом; желание качественно обучать и хорошо воспитать учеников, будущих граждан великой страны; это умение сопереживать их успехам и неудачам; бескорыстная помощь своим воспитанникам в развитии их творческой одаренности.
… Для всех участников конкурса, чье высокое предназначение – так заронить у своих питомцев любовь к Родине, стремление к знаниям, чтобы это сохранилось на всю жизнь, долгим и нелегким был путь к праздничному дню – церемонии награждения. Остались позади месяцы интенсивной подготовки, волнение и бессонные ночи. Да и сама конкурсная неделя канула в Лету, оставив легкое послевкусие. Кому-то — радостное, а какому-то — слегка горьковатое: не все получилось так, как хотелось бы… Это были горячие деньки. И не только для самих претендентов на звание «Учитель года», но и для их педагогических коллективов и членов семей. Ведь и те, и другие поддерживали конкурсантов, помогая им справиться со всеми переживаниями и тревогами.
В день открытия прошел первый тур – «Визитная карточка» участника. И это был важный и ответственный день – начало соревнования. Ведь для положительного итога конкурса немало зависело от того, как ты представишь себя: сумеешь ли убедить компетентное жюри в своей индивидуальности, в оригинальном подходе к преподаванию и в том, что уверенно держишь руку на пульсе времени?!
Заочно проходили испытания по темам — «Интернет-ресурс» и «Я – учитель!». Во время первого — участники представили свои сайты, на которых размещены методические разработки как уроков, так и внеклассных мероприятий. С учетом их информационной насыщенности и актуальности в свете требований ФГОСа… А название второго заочного конкурса говорит само за себя! В своих эссе участники рассказали о мотиве выбора интересной, но далеко не легкой профессии учителя; о проблемах, стоящих перед педагогами сегодня, предложив пути их решения. Открытые уроки также давались в видеоформате, но в присутствии конкурсантов. Они демонстрировали не только качество и полноту подачи материалов, но и методическое мастерство, коммуникативность, мотивирование детей к обучению и многое другое. В завершении педагоги провели анализы своих уроков и ответили на вопросы жюри.
Три остальных конкурса проходили в очном режиме. Серьезными испытаниями стали мастер-классы, во время которых его участники демонстрировали свои педагогические приемы. Здесь принимались во внимание учительское мастерство и собственный стиль; выяснялись лучший педагогический опыт, его практическая значимость и актуальность; знание современных методик… Разнообразие методических разработок было представлено во время семинара, одной из важных составляющих конкурса. Это свидетельство того, что в Вязьме работают учителя-новаторы.
Интересным получилось заседание за «круглым столом» на тему – «Учитель – лидер!», которое прошло в рамках Года педагога и наставника. Каждый выступающий отмечал его актуальность и значимость. Разговор шел о высоком статусе педагогов в нашем обществе; о важности их работы; об энтузиазме молодых специалистов, вливающихся в учительскую когорту; о поддержке их опытными коллегами и наставниками. И, самое главное, — о том, как мотивировать выпускников школ на выбор этой профессии…
О том, как проходили нелегкие конкурсные испытания, зрители, присутствующие на церемонии закрытия, узнали из видеоролика, который демонстрировался на мультимедийном экране. И вместе с ними эти волнующие моменты вновь пережили претенденты на звание «Учитель года-2023». Определить, кто же из них заслуживает такого престижного звания, компетентному жюри было нелегко. Ведь все участники конкурса – профессионалы своего дела; всесторонне развитые личности, постоянно повышающие свое мастерство, искренне любящие детей и работу.
Но при всем при том в выступлении каждого из них была своя «изюминка», что и отметила, подводя итоги, председатель жюри Т.В. Воробьева, руководитель городской организации профсоюза работников народного образования и науки. Всех участников она назвала победителями, которые во время сложных испытаний показали свою целеустремленность, собранность, талантливость, умение преодолевать неуверенность в себе. «Конкурс показал, что в наших школах работают творческие учителя, имеющие индивидуальный стиль в педагогической деятельности», — сказала Татьяна Васильевна в завершении, пожелав конкурсантам новых открытий и находок, профессионального роста и любознательных учеников.
Не остались в стороне и сами участники педагогического марафона. Они выразили слова благодарности своим коллегам и родным за поддержку; поделились впечатлениями об увиденном и услышанном во время недели соревнования. Учителю русского языка и литературы средней школы №2 А.В. Голубеву это дало возможность непосредственно наблюдать за необычными приемами подачи нового материала коллегами, участниками конкурса. Для учителя истории и обществознания школы №4 С.В. Дровосековой он стал проверкой не только профессиональных, но и личностных качеств. От имени остальных участников учитель химии школы №9 Ю.Ю. Борякова поблагодарила жюри за создание домашней обстановки во время проведения конкурса. С честью пройденные испытания дали понять Н.И. Меркушевой, учителю истории и обществознания школы №10, что профессия выбрана правильно.
…Время неумолимо двигалось вперед. Пришла пора подводить итоги. Для объявления результатов конкурса на сцену были приглашены глава района И.В. Демидова и председатель районного Совета депутатов В.М. Никулин. Обратившись к «виновникам» торжества, Инна Васильевна сказала: «Каждый одержал личную победу, преодолев страхи и сомнения. Спасибо за то, что вы выбрали эту профессию и остались в ней. Постарайтесь поймать ощущения победителя и с этим идти дальше по жизни! Несите добро людям, своим ученикам! Ведь не только красота, но и доброта и знания спасут мир!». С Годом педагога и наставника всех, кто присутствовал в зале, находящемся в волнующем ожидании объявления победителя, тепло поздравил Валерий Михайлович Никулин.
…Итак, наступила торжественная минута. Лучшим в номинации «За молодость и педагогические перспективы» был назван Алексей Владимирович Голубев. Обладателям третьего места стала Светлана Викторовна Дровосекова, на втором – Наталья Ивановна Меркушева. А вот и победитель районного конкурса «Учитель года-2023». И это Юлия Юрьевна Борякова, учитель химии средней школы №9!
…Вот и завершился очередной конкурс педагогического мастерства, подаривший радость от профессиональных встреч и побед над собой. В историю вяземского образования он войдет особой строкой, поскольку проходил в Год педагога и наставника. И это был праздник, в «палитру» которого свои яркие «краски» внесли артисты Дворца культуры «Центральный»: Народный ансамбль танца «Славяне», вокалистки образцовой студии эстрадного пения «Бусинки» и их руководители — А. Некрасова и И. Фетисова.
А для участников конкурса продолжаются трудовые будни. В них будет все: радость и грусть, взлеты и разочарования, встречи и расставания. Так пусть каждый конкурсант в своей работе продолжает проявлять то, что он демонстрировал во время испытаний: мудрость педагога; неутомимость исследователя; горение души новатора, верного лучшим традициям отечественного образования!
В. НИКОЛАЕВА.
Фото Алины СОТНИК.