В художественном салоне историко-краеведческого музея состоялось открытие выставки «Советские военнопленные в Норвегии», организованной посольством Норвегии в Российской Федерации в рамках проекта «Болезненное Наследство». Передвижная тематическая экспозиция рассказывает о трагических судьбах наших соотечественников, которые находились в нацистских лагерях на территории Норвегии в 1941 — 1945 годах. Это часть истории страны, в которую вплетается множество личных историй. Выставка была составлена норвежским Центром Фалстад при поддержке Министерства иностранных дел и Министерства культуры Норвегии. Впервые она была показана в 2010 году в Осло, а затем демонстрировалась в разных городах страны. При содействии Посольства Норвегии в России передвижная выставка, получив международный статус, отправилась в нашу страну, где экспонировалась в более чем трех десятках городов, включая Москву и Санкт-Петербург.
Открытие данной выставки на героической и многострадальной Вяземской земле – событие, безусловно, значимое и долгожданное, но в силу коронавирусных ограничений познакомиться с экспозицией в первый день ее пребывания в нашем городе смогли немногие. Мероприятие проходило в довольно камерной атмосфере, с относительно небольшим количеством участников.
Следует отметить, что, несмотря на отсутствие зарубежных представителей и официальных лиц, гости выставочного зала смогли прочувствовать всю торжественность момента, прослушав видеообращение Руне Ресаланда – Чрезвычайного и Полномочного Посла Норвегии в Российской Федерации, специально записанное для вязьмичей. Руне Ресаланд в своем приветственном слове тепло поблагодарил коллектив Вяземского историко-краеведческого музея за сотрудничество. Посол рассказал об истории создания экспозиции, а также о ее концепции и цели проведения.
Директор музея О.Е. Селявина, в свою очередь, призналась, что проявление такого искреннего внимания и уважения к вязьмичам, безусловно, очень трогает и радует. Ольга Еркешевна выразила уверенность, что выставка будет востребована и её посетят не только взрослые жители города, но и дети, которым обязательно нужно знать всю правду о войне.
Своими первыми впечатлениями от увиденного и мнениями о значимости подобных проектов для сохранения исторической памяти и правды поделились заместитель председателя комитета по культуре, спорту и туризму Э.А. Решетникова и директор Дома детского творчества Л.П. Чинарёва. О том, какие тяжелые испытания выпали на долю малолетних узников, напомнил присутствующим председатель совета бывших несовершеннолетних узников концлагерей В.Г. Борисов.
Первую экскурсию по выставке провела для гостей научный сотрудник музея О.В. Александрова. В ходе повествования Ольга Васильевна подчеркнула, что в годы Великой Отечественной войны в оккупированную фашистами Норвегию было отправлено сто тысяч советских пленных, подавляющее большинство которых составляли военнослужащие Красной Армии. Около 9000 человек были гражданскими, из них 1400 – женщины и 400 – дети. Более 13 тысяч пленников погибли на норвежской земле. Условия содержания людей в немецких лагерях были ужасающими.
В экспозиции выставки представлены уникальные архивные документы и исторические фотоснимки, рассказывающие о трагических судьбах наших соотечественников. Унижения, нечеловеческий труд, голод и смерть – вот из чего состояло бытие советских военнопленных на чужой земле. Но даже в этой непроглядной тьме находились светлые моменты. Чувство братства среди пленных и контакт с норвежцами за пределами колючей проволоки добавляли сил. Местное население испытывало сочувствие и симпатию к пленным людям, которые подвергались издевательствам. Норвежцы передавали им еду и одежду, подбадривали улыбками, показывая свое дружелюбие. Зачастую они помогали пленным, рискуя своей жизнью.
Норвежке Эли Холтсмарк во время войны было 12 лет. Зрелище пленных в лагере при больнице в Бергене произвело на неё сильное впечатление: «Мы подползали к самому забору. Там стояли пленные – в серой униформе, худые, слабые, но очень радостные. Еду передавали под плотным проволочным заграждением. Охранники-немцы хорошо это замечали, но ничего не предпринимали. Мы видели, как пленные радостно поедали передачи с едой. Они выглядели стариками – с серой кожей, прорезанной глубокими морщинами. Сильные, натруженные руки. Но глаза были молодыми, весело и дружелюбно смотрели они на нас. Однажды, когда я передавала еду под ограждением, навстречу потянулась большая рука и пожала мою. Охранники-немцы молча не обратили на это внимание, полуотвернувшись и оставаясь в дружественной позе. Приходить с едой стало для нас привычкой».
Советские военнопленные использовались в качестве рабской рабочей силы. Их отправляли на строительство больших объектов – железных и автомобильных дорог, аэродромов и военных укреплений. Главнокомандующий немецкими оккупационными силами в Норвегии Фалкенхорст требовал 145 тысяч военнопленных для осуществления планов Гитлера о строительстве железной дороги до Киркенеса. Планы не были реализованы, однако проект строительства железной дороги Нурландсбаден был частично осуществлен силами военнопленных.
Многие лагеря в Северной Норвегии были настоящими лагерями смерти. В Тронденесе, Харштад, была зарегистрирована могила с телами 1800 человек, около шестисот из них были расстреляны, а остальные умерли от голода. На момент освобождения, в 1945 году, на норвежской земле находилось около 84 тысяч советских военнопленных. Все они нуждались в медицинской помощи. Шведский Красный Крест принял от немцев местный лазарет в Клунгсете, где за короткое время шведские и норвежские врачи и медсестры оказали помощь сотням советских пациентов. Было много случаев запущенного туберкулеза и голодного опухания. Красный Крест снабжал все лагеря в губернии Нурланд диетическим питанием, насколько хватало запасов.
В июне 1945 года началась отправка домой советских граждан. Все доступные суда и транспортные пути через Швецию были использованы для этой цели. В течение двух месяцев более восьмидесяти тысяч освобожденных людей были отправлены из Норвегии в Советский Союз. Судьба их долгое время была предметом спекуляций. Западные авторы рисовали одностороннюю картину приема бывших военнопленных советскими властями, рассказывая о расстрелах и новом плену в штрафных лагерях. Из рассказов самих освобожденных известно, что их по возвращении на родину подвергали основательной проверке.
Как уже было сказано выше, около 13 700 человек не вернулись из этого плена. Это самые крупные жертвы в Норвегии за время войны. Причем точное количество жертв до сих пор не установлено. На сегодняшний день известны имена только 2700 погибших. Норвежские власти инициировали исследовательский проект «Военные братские могилы ищут имена» с целью идентифицировать большее количество жертв нацизма. Информация о тех павших, чьи имена стали известны, будет доступна в базе данных, где можно будет найти ответ на вопрос о судьбе того или иного пленного.
На военном кладбище Тьётта большая братская могила отмечена семиметровым монументом. Надпись на нем гласит: «В благодарную память о советских солдатах, погибших в Северной Норвегии во время войны 1941-1945 годов и похороненных здесь». Это выглядит как символ могилы неизвестного солдата. Рядом на отдельных плитах латинскими буквами и кириллицей нанесены имена 826 из семи с половиной тысяч советских жертв нацизма. Эти плиты с именами являются важным элементом места памяти Тьётта. Они свидетельствуют о трагедии прошлого на норвежской земле и не дают забыть правды и подлинной истории.
Сегодня, когда правители в отдельных государствах нагло и беззастенчиво пытаются переписывать историю, не гнушаясь даже осквернением могил и сносом памятников, в Норвегии делают все возможное, чтобы сохранить историческую правду и «болезненное наследство». Норвежское правительство каждый год выделяет дополнительные средства на работу с советскими захоронениями. Эта твердая позиция руководства государства, активно поддерживаемая его жителями, безусловно, вызывает огромное уважение к этой стране и ее народу.
Алина Сотник. Фото автора.