В вечном священном долгу!

В дни торжеств принято говорить и вспоминать о тех событиях, которыми привыкли гордиться. И это правильно. Так и должно быть. Но прошедшая война состояла не только из блестящих побед и успешных операций. Она полна фактами трагических и обидных поражений, оборачивающихся катастрофическими последствиями не только для отдельных полков или дивизий, но и целых армий. И даже фронтов… Помнить о тех неудачах — наш священный долг, потому что и они стали слагаемыми общей Великой Победы в поверженном Берлине в мае сорок пятого. Это наш долг и перед памятью всех, кто, не зная, как потом историки назовут эти бои, сложили свои головы не за чины и награды, а за свою Родину. Долг перед исторической правдой, которая, как бы горька она ни была, — одна… И если эту правду искажают, приукрашивают или замалчивают, она того не простит будущим поколениям, которые воспитываются на основе отечественных традиций и ценностей. Одним из таких горьких и тяжелых поражений сорок первого года стала Вяземская оборонительная операция или, как ее называли немецкие генералы, «битва за Вязьму». И действительно, по своим масштабам это была жестокая и кровопролитная битва, завершившаяся почти полной катастрофой для нескольких армий Западного и Резервного фронтов. На карте современной России Вязьма – одно из самых скорбных мест за всю более чем тысячелетнюю историю страны.

Критический момент для страны

В середине октября 1941 года наступил, наверное, самый критический момент для Советского Союза за всю войну. В начале сентября немецко-фашистским войскам удалось взять в «кольцо» Ленинград; в середине месяца бои под Киевом завершились тяжелейшим поражением войск Юго-Западного фронта. Эти неудачи потребовали от советского руководства и командования изыскать скудные резервы, для того чтобы стабилизировать фронт. При этом в Москве знали о намерениях противника: на центральном направлении перейти в мощное наступление — и также готовились к его отражению.

Главной ошибкой советского командования стал неверно выбранный план обороны. Основной удар немецко-фашистских войск ожидался вдоль трассы Москва -Минск. А противник нанес удар севернее и южнее магистрали: из районов Духовщины и Рославля. Немецко-фашистское командование, напротив, самым тщательным образом готовилось к предстоящему наступлению на Москву. Ведь захват столицы СССР представлялся как победоносное завершение трудного восточного похода вермахта в 1941 году. Наконец-то должна была осуществиться мечта многих немецких генералов. План фашистов был грандиозным: одним ударом в двух «котлах» — под Вязьмой и Брянском — уничтожить главные советские силы на пути к Москве. И название для операции было выбрано соответствующее – «Тайфун». Гитлер, встречаясь в Берлине с японским послом, пообещал ему, что столица СССР будет взята к 12 октября 1941 года.

И. МИХАЙЛОВ.

Подробнее читайте в газете «Вяземский вестник» №18 от 13.05.2021.