Появление в Вязьме иеромонаха Даниила (в миру – Александра Сычёва) можно назвать подарком судьбы. Происходя из семьи потомственного казака, он прошёл путь от художника до священнослужителя и внёс огромный вклад в укрепление традиций казачества на Вяземской земле. Уже более шести лет отец Даниил служит старшим священником Спасо-Богородицкого Одигитриевского женского монастыря, но прихожане часто обращаются к нему не только как к своему духовному наставнику, но и как к историку, краеведу, автору научных работ и мудрому собеседнику.
Казацкие погосты
Род казаков Сычёвых насчитывает уже более двухсот лет. В семидесятые годы XVIII века уроженец Брянской губернии Яков Сычёв в составе русского войска пришёл на Кубань и по окончании службы поселился в станице Спицевка Грачевского уезда Ставропольской губернии. Здесь в 1800 году у него родился сын Яков, который скончался в 1900 году в станице Переправная, построенной на берегах реки Ходзь, притоке реки Лаба. У Якова Яковлевича в 1838 году родился сын Яков, скончавшийся в 1913 году. У него и его жены Феодосии родился сын Гавриил. У Гавриила Яковлевича и его жены Лукерьи родились пять сыновей, среди которых был родной дед отца Даниила Дмитрий Гаврилович Сычёв.
– Дмитрий Гаврилович служил на Дальнем Востоке, а перед началом Великой Отечественной войны был призван на сборы в Армавир, где он окончил курсы кавалерийских кузнецов, – рассказал отец Даниил. – С 1941 года сражался в рядах казачьих соединений в битве за Москву. После ранения попал в госпиталь в Подольск, по выписке из которого принимал участие в рейдах в тылы врага. Дмитрий Гаврилович погиб в сентябре 1942 года у деревни Уполозы Тёмкинского района, находясь в составе 1314 полка 17 стрелковой дивизии 43 армии. Его останки в 1956 году были перенесены в братскую могилу деревни Васильевское Тёмкинского района, над которой в память о казаках Кубани, погибших за Отечество на Смоленской земле, был установлен металлический крест.
На Кубани, на кладбище станицы Переправной, с 1900 года захоронено больше пятидесяти родственников отца Даниила. Среди них – братья и двоюродный брат деда Дмитрия, участвовавшие в Великой Отечественной войне. Военные лихолетья выкосили немало золотых колосьев на плодородном поле семьи Сычёвых. В 1943 году в горах Кавказа, прикрывая перевал в составе 217 горно-стрелкового полка, пропал без вести второй дед отца Даниила по материнской линии – Василий Митрофанович Попович. Он родился в 1918 году в посёлке Мостовской, стоящем на левом берегу реки Лаба. У него было четыре брата и две сестры. После войны в горах у поселка Курджиново Ставропольского края жила тётя Василия Митрофановича – монахиня Митрофания. На двух кладбищах посёлка Мостовского похоронено около тридцати родственников отца Даниила.
Племянник отца Даниила Дмитрий Викторович Брюхов – воин-десантник, служивший в Пскове, тоже погиб при исполнении долга перед родиной. В мае 2000 года он пал в бою с чеченскими боевиками на Кавказе и был награждён орденом Мужества посмертно. В Вязьме, на фасаде школы № 8, где он учился, установлена памятная доска.
Дорога к храму
10 августа 1960 года в посёлке Курджиново Урупского района Ставропольского края у семьи Сычёвых появилось прибавление. Мальчик был крещён в домовом храме в станице Переправная Краснодарского края в честь Александра Невского и при крещении получил имя Александр. Глава семьи, Михаил Дмитриевич Сычёв, был инженером-строителем, служил на Балтийском флоте и много лет трудился в городе Новокубанске Краснодарского края. Но Александр не пошёл по стопам отца и после школы поступил на художественно-графический факультет Смоленского педагогического института. Отслужив в армии, стал работать учителем, а потом –
художником-оформителем в Вязьме.
С нашим городом связано становление Александра Сычёва как служителя Православной церкви. В 1990 году по благословению тогда митрополита Смоленского и Калининградского, а ныне – Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла он поступил в возрождаемый Свято-Троицкий Болдинский монастырь. В 1993 году был пострижен в монашество и наречён именем Даниил – в честь преподобного Даниила Переславского, после чего проходил послушание в Вяземском Иоанно-Предтечевом монастыре и Введенском храме города Вязьмы. В 1996 году он стал настоятелем прихода Казанского храма села Хмелиты, а в 2000 г. по совместительству возглавил приход Одигитриевского храма села Богородицкое. Служению в этих храмах отец Даниил отдал пости 20 лет, совмещая его с работой старшим сотрудником усадьбы-музея А.С. Грибоедова.
– В 2005 году я окончил Смоленскую духовную семинарию и вернулся в Вязьму, – вспоминает он. – В то время в Смоленской области уже действовало несколько казачьих организаций, возрождённых в 1990-е годы, с которыми мы активно сотрудничали. Вместе с казаками отделений Центрального казачьего войска, находящихся на территории Вяземского района, устанавливали поклонные кресты, благоустраивали памятные места, такие, как дот на десятом километре автодороги Вязьма-Хмелита, братские могилы у деревни Барсуки и Ломы, восстанавливали и освящали источники, высаживали молодые деревья на местах сражений и многое другое. В 2014 году мне доверили возглавлять Епархиальный комитет по взаимодействию с казачеством Смоленской епархии, а спустя год назначили руководителем такого же отдела при Вяземской епархии.
Сердце, открытое людям
С 2014 года отец Даниил служит старшим священником Спасо-Богородицкого Одигитриевского монастыря под руководством его настоятельницы игуменьи Ангелины (Нестеровой). За искреннюю многолетнюю преданность Русской Православной церкви он неоднократно представлялся к иерархическим и церковным наградам, а за служение делу возрождения традиций казачества был награждён множеством орденских знаков, медалей и грамот Центрального казачьего войска.
Более 15 лет являясь членом Союза писателей и Союза журналистов России, иеромонах Даниил имеет ряд ведомственных и светских наград. Среди них – памятная медаль «100-летие А.Т. Твардовского» Министерства культуры РФ, медаль «За заслуги» Министерства юстиции и знак-крест «За службу России» Министерства внутренних дел. В 2005 году он стал лауреатом премии «Имперская культура» Союза писателей России, а в 2015 г. – лауреатом Всероссийской премии «Виват-Победа».
Член творческого Союза художников России с 2002 года, отец Даниил входит в число постоянных участников выставок секции эстампа Московского Союза художников. Как художник-график, он работает во многих техниках и часто путешествует, запечатлевая те страны, в которых бывает. Его иллюстрации украшают многие печатные издания Союза писателей России, богослужебные книги с его графическими работами выходят как в России, так и за рубежом, хранятся в архивах монастырских библиотек Кипра, Сербии, Болгарии, Смоленской, Московской и Калужской епархий. В 1998 году при поддержке Российского дворянского собрания был издан набор открыток отца Даниила «Монастыри России», а в 2000-е годы им была подготовлена серия работ, выполненных в паломнической поездке по святым местам Израиля, Палестины, Египта, Сирии и Ливана.
Большую работу проводит отец Даниил на ниве истории и краеведения. Его очерки и статьи о подвижниках благочестия, святых и новомучениках, потрудившихся на пользу Церкви, общественной благотворительности, науки и народного образования, публикуются в таких изданиях, как «Московский журнал. История государства Российского», «Роман-журнал XXI век», «Новая книга России», «Смоленские епархиальные ведомости», «Вяземские епархиальные ведомости», «Сторона родная», «Край Смоленский» и других. В изданиях Союза писателей России можно найти его статьи об адмирале П.С. Нахимове, иеромонахе Аниките (Ширинском-Шихматове), событиях Отечественной войны 1812 года, православии на Ближнем Востоке и Малой Азии. Он является постоянным участником научных конференций, входит в число соавторов трёхтомного издания «Отечественная война 1812 года» и активно сотрудничает с электронными порталами крупнейших светских и православных изданий в Интернете.
Своими богатыми познаниями в разных областях нашей жизни иеромонах Даниил, не таясь, делится с жителями и гостями Одигитриевского монастыря. Его ум, как и его сердце, как открытая книга, готов наполнить мудростью любого, кто приходит к нему за благословением и за добрым советом. Ибо так велит ему Вера и его Отечество.
Мария Киселёва.