В день Крещения Руси во всех православных храмах совершались богослужения по уставу великого праздника, а ровно в полдень над родными просторами разливался колокольный звон. Плыл он в бездонном летнем небе над древней Вяземской землей, над прекрасными смоленскими храмами, над великой славянской рекой, которая берет свое начало именно на Смоленщине. У истоков Днепра, в водах которого в 988 году крестили Русь, в Свято-Владимирском мужском монастыре в этот благословенный день с благодарностью и почтением вспоминали святого равноапостольного князя Владимира, чей мудрый выбор стал судьбоносным для нашего Отечества.
Великий князь Владимир выбирает веру
Следует отметить, что принятие православной веры на землях Киевского княжества проходило постепенно, в несколько этапов, а кое-где растянулось почти на два столетия. Тем не менее, именно 988 год принято считать началом новой эпохи древнерусского государства.
История гласит, что Киевский князь Владимир был дальновидным правителем, но при этом почти до тридцати лет оставался ярым язычником. «Повесть временных лет» рассказывает нам о том, что Владимир, понимая, что для объединения киевских земель необходима единая религия, вдумчиво выбирал ее. Согласно преданию, в 986 году князь провел «испытание вер», приняв у себя послов от мусульман, католиков и иудеев. В летописи подробно описываются визиты этих делегаций, а фраза князя «Руси есть веселие пити» вошла в историю. Этот довод, якобы, послужил против принятия Киевом ислама.
Нашлись аргументы и против других религий, а по-настоящему заинтересовать Владимира смог лишь византийский священник, прибывший из Царьграда. Он рассказал русскому князю о библейской истории и христианской вере. Посоветовавшись с ближайшими боярами, Владимир решил дополнительно испытать веру, отправив посланников на богослужения к мусульманам, немцам и грекам. Вернувшись в Киев,посланники с восторгом рассказывали князю о посещения Константинополя: «Не ведали, где мы есть – на небе или на земле».
Трудно сказать, так ли было на самом деле, но укрепление связи с Византией посредством общей религии было неплохо и с политической точки зрения. Кроме того, с православием князь был знаком уже давно. Его бабушка, княгиня Ольга, приняла крещение еще в 957 году, сделав это первой из русских правителей.
Как бы то ни было, но в 988 году Владимир принимает крещение. Происходило это в захваченной им византийской Корсуни, то есть в Херсонесе, что под Севастополем. Там же, уже по христианскому обряду, он женится на Анне, сестре византийских императоров Василия и Константина. По возвращении в Киев Владимир приказывает разгромить все языческие капища и начинает обращать в христианство сначала своих детей и приближенных, а затем и остальных киевлян.
Массовое крещение жителей города происходило в том месте, где река Почайна впадает в Днепр. И согласно летописи, «сошлось там людей без числа», а князь во время крещения своего народа вознес следующую молитву: «Боже великий, сотворивый небо и землю! Призри на новыя люди сия и даждь им, Господи, уведети Тебе, истиннаго Бога, якоже уведеша Тя страны христианския, и утверди в них веру праву и несовратну, и мне помози, Господи, на супротивнаго врага, да надеяся на Тя и Твою державу, побежу козни его!»
По примеру Киева православие последовательно приняли и другие города Древней Руси. Не всегда, правда, процесс проходил быстро и гладко. Так, например, Ростов и Муром оставались языческими вплоть до конца XI века, а вятичи сопротивлялись новой вере еще целое столетие…
Подробнее читайте в газете «Вяземский вестник» №32 от 13.08.2020.
Подготовила Алина СОТНИК.