День благодатный

Как грустна и бедна была бы жизнь на селе без «очага» культуры, так уныла и скудна она без «очага» духовности. «Не хлебом единым жив человек» – так мы говорим, когда хотим напомнить себе или окружающим, что у человека есть не только материальные потребности. В идеале, центром жизни любого села должен быть храм. Прямо скажем, не повезло жителям тех уголков, где отсутствует даже самая маленькая церквушка, куда можно прийти в моменты радости и минуты скорби, получить помощь и утешение. Ведь храм – это кусочек неба на земле.

Почти семь лет минуло с того благодатного дня, когда в селе Шуйское был освящен храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Чин освящения и Божественную литургию совершал тогда епископ Смоленский и Вяземский Исидор. До этого светлого и радостного дня богослужение в селе таким высоким чином совершалось последний раз еще в царской России. Церемония освящения храма готовилась не один год, а преемственность с дореволюционным приходом сохранилась благодаря чудом уцелевшему в советское время запрестольному кресту.

В конце девятнадцатого столетия в Шуйском был деревянный двухпрестольный храм, при котором имелись приходская школа и школа грамотности. Именно в этой церкви 30 января 1892 года был крещен маленький уроженец села Шуйское, нареченный родителями Петром. И не сохранилось бы этого факта на скрижалях истории, если бы не стал тот мальчик впоследствии ангелом-хранителем старинного русского зодчества. Несложно догадаться, что речь идет о выдающемся архитекторе-реставраторе Петре Дмитриевиче Барановском.

Нашим выдающимся земляком за годы подвижнического труда были разработаны более семидесяти проектов реставрации памятников русского зодчества. Петру Дмитриевичу удалось спасти от разрушения около сотни храмов по всей стране. О реставраторе, как о каждом великом человеке, слагались легенды.

Одна из таких историй рассказывает, как Лазарь Каганович, идейный вдохновитель генеральной реконструкции Москвы, убрал храм Василия Блаженного с макета Красной площади. И шедевр русского зодчества уже собирались сносить, но Барановский, уже написавший перед этим несколько телеграмм Сталину, залез в ковш экскаватора с требованием не трогать ценнейший памятник архитектуры. Согласно другой версии, он заперся внутри собора, тем самым не позволив технике приступить к его разрушению. Как бы там ни было, смелые, активные действия Барановского возымели действие на Сталина, и он приказал Кагановичу оставить на Красной Площади все как есть.

Было бы по меньшей мере странно, если бы на малой родине Петра Дмитриевича Барановского, посвятившего всю жизнь спасению храмов, не было церкви. И пусть это не памятник архитектуры, не шедевр зодчества, а небольшое скромное строение, для прихожан это духовный центр села.

Уже семь лет приход в Шуйском возглавляет иерей Константин Титов. В благодатный день освящения храма в честь Казанской иконы Божией матери его настоятель отец Константин получил архипастырские благословение и напутствие. С тех пор богослужения в храме совершаются регулярно и прихожане не упускают возможность совместной молитвы. Ведь все то лучшее, благодаря чему Русь называют святой, дает нам именно богослужение. Приходя в храм, мы избавляемся от гнета суеты, вырываемся из паутины стрессов и страстей. В поисках благодати, в стремлении к добродетели мы меняемся к лучшему сами и меняем мир вокруг нас.

Подготовила Алина Сотник.