В День воинской славы России вспоминаем на страницах нашей газеты о подвиге героев-железнодорожников, наравне со всей страной вступивших в бой с фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны.
«Враг не пройдёт!»
Памятник погибшим железнодорожникам – самая первая достопримечательность Вязьмы, которую видят гости нашего города, выходя из здания вокзала. Мемориал в форме паровоза был воздвигнут 19 апреля 1980 года в честь железнодорожников Вяземского узла, которые боролись за Советскую власть и отстаивали рубежи нашей родины в годы войны. Тысячи работников железной дороги вступили в ряды партизан и подпольщиков, чтобы отразить удар немецких оккупантов и не допустить врага к Москве.
Вязьма в годы войны приобрела особое стратегические значение. Через неё на запад, к линии фронта, шли воинские эшелоны, а на восток двигались составы с эвакуированным населением и промышленным оборудованием. Хорошо понимая важность Вязьмы на московском направлении, фашистское командование решило стереть с лица земли древний русский город вместе с его железнодорожной станцией, рассчитывая тем самым сорвать переброску подкреплений и снабжение частей Красной Армии, сдерживавших врага в районе Смоленска и Ярцева.
Вяземские железнодорожники вступили в партизанскую борьбу ещё до того, как территория района была оккупирована гитлеровскими захватчиками. В июле 1941 года здесь начали создаваться
партизанские отряды и диверсионные группы для переброски во вражеский тыл. В самой Вязьме было сформировано
несколько таких отрядов. Это отряд №3
во главе с командиром М.В.
Антоненковым и комиссаром М.Г.
Хомицким, партизанский диверсионный
отряд №5 под командованием М.С.
Жуковского и П.К. Яковлева, сформированный
в основном из железно-
дорожников Западной дороги, в том числе
Вяземского узла, и диверсионная группа
под командованием бывшего заместителя
начальника депо Орши по ремонту
паровозов В.Я. Сарнова, впоследствии превратившаяся в крупное партизанское объединение.
Близость Вяземского района к линии фронта, а также прохождение на его территории стратегических транспортных артерий по снабжению вражеских войск делали невозможным создание здесь крупных партизанских соединений и проведение масштабных операций. Но борьба советских патриотов в пределах нашего района всё равно велась на уровне диверсий на транспорте и акций саботажа. Главной задачей партизан и подпольщиков на вяземской земле стала разведка, наблюдение за войсками противника и проведение небольших, но регулярных операций, наносящих ощутимый ущерб оккупантам.
Так, восьмого сентября 1942 года
партизаны отряда «Реванш» под командованием
И.Т. Суетнова пустили под откос немецкий эшелон в районе станции Касня.
В результате тонны военного имущества, десятки машин, боеприпасов и оружия так
и не попали на фронт в район Ржева. Спустя
несколько недель, в самом начале октября 1942 года, две группы
подрывников – Антонова из отряда «Реванш» и
Иванова из отряда имени Дзержинского
устроили крупное крушение на железной дороге Вязьма –
Москва, близ станции Туманово. В результате
двойного взрыва под откос был пущен эшелон с гитлеровскими солдатами.
Хватово-Заводской партизанский отряд численностью 350 человек, командиром которого был назначен М.Г. Михалькевич, до войны работавший сотрудником линейного отделения НКВД на железнодорожной станции Смоленск, удерживал оборону пятнадцати деревень Семлёвского района. Партизанами этого отряда было устроено несколько диверсий на железнодорожной ветке Угра — Волоста-Пятница, разобрано 400 метров железнодорожного полотна и взорвана дрезина с десятью гитлеровскими солдатами.
Благодаря действиям отряда «Северный медведь», особого полка Жабо и
других партизанских отрядов, на территории Семлёвского, Всходского и
Знаменского районов железная дорога Вязьма –
Киров была парализована на три дня.
Такую же борьбу с захватчиками на территории Вяземского района вёл партизанский отряд «25 лет Октября» под командованием Н.П. Шанина, отряд И.Ф. Кулькова, отряд «Родина» и другие.
Восставший из руин и пепла
С болью в сердце вспоминают ветераны-железнодорожники «чёрный» день 31 июля 1941 года, когда вражеская авиация совершила массированный налёт на железнодорожный узел. Смерть и разрушения, словно безумный вихрь, пронеслись над Вязьмой, унося с собой вокзал и паровозное депо. В груды металла в один миг превратились железнодорожные пути. Лопались загруженные горючим цистерны. Огненным смерчем взлетали вверх вагоны с боеприпасами…
Человеческой кровью оросились между-
путья, разрушенные железнодорожные сооружения и постройки. На трудовом посту погибли
машинист паровоза П.И. Гизо, приёмщик
локомотивов Владимир Холдеев,
начальник цеха водоснабжения Василий Петро. В этот день война лишила
жизни более 500 вязьмичей.
Всего в Вязьме было произведено 476 взрывов. За весь период боевых действий были взорваны Егорьевский и Зуевский мосты, городская баня, инкубатор, госбанк, горком, нарсуд, прокуратура и множество других важных городских сооружений. После оккупации в городе не осталось ни одного уцелевшего промышленного предприятия.
Через неделю после налёта коллективы железнодорожного узла получили приказ эвакуироваться в тыл. Переведённые в Московское отделение дороги вяземские железнодорожники помогли обеспечить воинские перевозки в период героической битвы за столицу. Боевыми дорогами наших локомотивщиков стали Сталинградский и Воронежский фронты. Высокими правительственными наградами за героический труд удостоились наши земляки В.Н. Прудников, Я.В. Антонов, Б.А. Угаренков и П.В. Репинский.
Бригада «дяди Кости»
Многие улицы нашего города носят имена легендарных полководцев и героев, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны. Одна из них – улица Заслонова – была переименована в далёком 1953 году и названа в честь Героя Советского Союза, железнодорожника, командира партизанской бригады Белоруссии Константина Сергеевича Заслонова.
Героем Советского Союза Константин Заслонов стал уже после своей гибели, в 1943 году. А в суровые годы войны для всех окружавших его бойцов он был просто «дядей Костей» – своим парнем из простой рабочей семьи, вторым отцом для сотен партизан, бившихся с врагом в лесах под Витебском, Смоленском, Оршей.
Будущий партизанский командир родился в городе Осташкове Тверской области. В 1930 году окончил Великолукскую железнодорожную профтехшколу. В 1937-м стал начальником паровозного депо станции Рославль Смоленской области, а в 1939-м – станции Орша Витебской области. В начале Великой Отечественной войны при подходе немецко-фашистских войск к Орше 31-летний Заслонов эвакуировался в Москву, но в октябре 1941 года по своей личной просьбе был направлен с группой железнодорожников в тыл врага.
Во время учебы на диверсионных курсах в Касне в июле — сентябре 1941 года Константин Заслонов в течение двух месяцев проживал в Вязьме, на улице Рабочей, в доме №44. Спустя годы эта улица будет носить его имя.
В ноябре 1941 года Заслонов поступил на работу в оршанское депо начальником русских паровозных бригад и создал подпольную группу, которая развернула активную диверсионную деятельность на территории Белоруссии. За три месяца подпольщики спровоцировали около 100 крушений поездов, подорвали 93 паровоза, вывели из строя сотни вагонов и цистерн, существенно затормозив тем самым оперативные перевозки немцев. Для своих диверсий партизаны-заслоновцы использовали мины, замаскированные под каменный уголь, которым заполнялись вагоны составов.
Подрывная деятельность оршанских железнодорожников под предводительством Константина Заслонова не осталась незамеченной. В марте 1942 года из-за угрозы ареста он покидает Оршу вместе с остатками бойцов и создаёт партизанский отряд, выросший в скором времени в бригаду «дяди Кости». Летом и осенью 1942 года участники бригады вели активные партизанские действия: осуществляя рейды в районе Витебска, Орши и Смоленска, где проходили важные коммуникации немецко-фашистской группы армий «Центр», они уничтожили большое количество вражеских солдат и техники.
В октябре 1942 года К.С. 3аслонов был назначен командующим всеми партизанскими силами оршанской зоны. 14 ноября 1942 года бойцы «дяди Кости» вступили в схватку с отрядом немецких карателей в районе деревни Куповать Оршанского района. Командир бригады был смертельно ранен в бою и похоронен на железнодорожной станции в Орше, где впоследствии был установлен памятник бесстрашному предводителю партизан.
В марте 1943 года Константину Заслонову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Его заслуги перед родиной хорошо известны сегодня не только в нашей стране, но и за рубежом. Именем легендарного партизанского командира названы предприятия, колхозы и совхозы; в его честь переименованы улицы в Витебске, Орше, Вязьме, Гродно, Минске, Гомеле, Киеве, Уфе, Хабаровске и других городах.
Мария КисЕлёва.