Есть профессии, похожие на путешествие во времени. К ним относится и специальность архитектора-реставратора — человека, который занимается сохранением и восстановлением архитектурного наследия. Эта специальность требует не только знания и понимания архитектурных стилей и технологий, но и умение увидеть и восстановить утраченные детали и элементы.
Архитектор-реставратор, в отличие от просто архитектора, ничего не творит, а работает над сохранением построек, созданных другими мастерами. Может показаться, что это не самая творческая профессия.
На самом деле, выбор решений, индивидуальных для каждого памятника, является исключительно творческим процессом, тем паче, что от реставратора требуется не только физически сохранить, законсервировать постройку, но и раскрыть, либо создать заново её художественный образ.
Разумеется, реставратор должен знать древние строительные технологии, понимать ход мысли прежних мастеров, а это добавляет в трудовые будни вполне реальной романтики путешествий во времени.
***
В разное время на Вяземской земле трудилась целая плеяда великих отечественных архитекторов-реставраторов, настоящих подвижников, хранителей и спасителей культурного наследия нашей страны. Благодаря их труду в нашем городе были сохранены и восстановлены ценнейшие памятники архитектуры, многие из которых сегодня имеют статус памятников архитектуры федерального значения.
Отечественные реставраторы обратили внимание на памятники архитектуры Вязьмы еще до революции.
На рубеже XIX-XX вв. Свято-Троицкий собор Вязьмы осматривали известные в то время архитекторы, в числе которых:
— Петр Петрович Покрышкин (1870-1922 гг.) – архитектор, реставратор, преподаватель, академик архитектуры, член Императорской археологической комиссии, протоиерей Русской Православной церкви;
— А. Гунст (вероятно, петербургский архитектор Александр Иванович Гунст (1862-1939 гг.), как раз в 1893-1896 гг. занимавшийся возведением храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Дуброво соседнего с Вяземским Юхновского уезда Смоленской губернии;
— Григорий Иванович Котов (1859-1942 гг.), архитектор, реставратор, преподаватель, действительный член Императорской академии художеств;
— Владимир Васильевич Суслов (1857-1921 гг.) – архитектор, реставратор, археолог, исследователь русского зодчества, академик и действительный член императорской академии художеств);
— Евгений Александрович Сабанеев (1847-1918 гг.) архитектор, историк искусства, педагог, действительный член Императорской академии художеств).
Думаю, что приведенный перечень уважаемых имен не полон.
В начале 1910-х гг. храм Одигитрии Вяземского Иоанно-Предтечева монастыря обследовал и делал его обмеры будущий великий архитектор-реставратор, наш земляк, уроженец с. Шуйское Вяземского уезда Петр Дмитриевич Барановский (1892-1984 гг.).
После окончания Великой Отечественной Петр Дмитриевич Барановский вновь обратился к проблеме реставрации памятников архитектуры Вязьмы, особое внимание уделяя храму Одигитрии.
Ольга Петровна Барановская говорила, что ее отец спас от разрушения около 90 храмов и сделал проекты реставрации около 70 храмов по всей стране. Известно, что П.Д. Барановский спас от сноса Собор Василия Блаженного на Красной площади, Спасский собор Андроникова монастыря, вынес мощи митрополита Алексия из Чудова монастыря в Кремле перед его разрушением, перевез в музеи огромное количество архитектурных деталей с разрушенных памятников, основал музеи в Коломенском и Андрониковом монастыре, отреставрировал комплекс Крутицкого подворья и прочее.
На Смоленщине у Петра Дмитриевича было два особенно дорогих его сердцу объекта – Болдин монастырь под Дорогобужем и вяземская Одигитрия, спасением которой он активно занялся в шестидесятых годах ХХ века.
Владимир Чивилихин вспоминал о поездке с П.Д. Барановским в Вязьму: «Мы подъехали к большой старинной церкви, одетой почерневшими лесами.
— Одигитрия! – произнес он торжественно и многозначительно, как будто одного этого слова было достаточно, чтобы понять все без комментариев. – Пошли?». Причем, Барановский, несмотря на почтенный возраст, буквально взлетел на строительные леса – недаром, за любовь к верхолазанью его называли «человеком с птичьим сердцем».
В 1963 году П.Д. Барановский писал А.Ф. Палашенкову в Омск о реставрации Одигитрии: «Вообще, принимаем меры к тому, чтобы этот, лучший из сохранившихся памятников Смоленской области вывести на дорогу».
Отрадно, что в фондах Вяземского историко-краеведческого музея хранится несколько писем и поздравительных открыток, адресованных П.Д.Барановским одному из создателей музея — Степану Ильичу Борисову, в которых обсуждаются вопросы реставрации и популяризации как памятника церкви Одигитрии, так и усадьбы Хмелита.
Особая заслуга Петра Барановского перед потомками заключается в том, что он оставил стране плеяду своих учеников. Петр Дмитриевич создал целую сеть своих «агентов» — реставраторов, разрабатывавших проекты реставрации и реставрировавших памятники культурного наследия в различных регионах нашего Отечества. Петр Дмитриевич курировал работу своих учеников и периодически навещал памятники. Именно так было и с церковью Одигитрии в Вязьме, и с Болдиным монастырем под Дорогобужем.
Так, проекты реставрации храма Одигитрии и храма Вознесения Господня на территории Иоанно-Предтечева монастыря составил архитектор-реставратор, ученик П.Д. Барановского Дмитрий Сергеевич Соколов (1947-2015 гг.). К числу отреставрированных по проекту Д.С.Соколова, вероятно, относится и храм во имя Святой Великомученицы Екатерины (он же Владимирской иконы Божией Матери) на Екатерининском кладбище.
Позже Дмитрий Сергеевич Соколов стал автором десятков проектов храмов, многие из этих проектов были реализованы. Один из самых известных возведенных по его проекту храмов – храм во имя Петра и Павла на Прохоровском поле, в композиции которого использована горка кокошников вперебежку, явившаяся отсылом к вяземскому храму Одигитрии, над которым Соколов работал ранее.
Большую роль в реставрации Свято-Троицкого собора Вязьмы сыграл ученик и соратник П.Д. Барановского, реставратор Николай Иванович Иванов (1923-2006 гг.), начинавший с Барановским в Крутицах и потом около 45 лет отдавший основному своему детищу – Бородинскому полю. Именно стараниями Н.И. Иванова были определены границы Бородинского поля как памятника истории и восстановлены или памятника. Параллельно с работой над Бородинским проектом он курировал серьезные противоаварийные реставрационные работы, проводившиеся в Троицком соборе Вязьмы.
Недавно поступивший в музей текст воспоминаний сотрудника Вяземского реставрационного участка Василия Николаевича Еремина «Как мы спасали собор» воссоздает картину реставрации Свято-Троицкого собора. В 1914 и в 1979 гг. в Троицком соборе дважды произошло обрушение свода Иверского придела, в приделе наблюдались сквозные трещины по стенам, подвижка опорного столба и серьезные проблемы с состоянием фундамента.
Начальник вяземского реставрационного участка Алексей Иванович Степочкин и Василий Николаевич Еремин обрались за консультацией к Николаю Ивановичу Иванову, который согласился курировать реставрационные работы, начавшиеся в 1983 году. Гигантская тяжелая работа была выполнена успешно, и, как отмечает сам Василий Николаевич: «Слава Богу, прошло почти сорок лет, но ни по стене, ни по сводам нет ни одной трещины!».
Имя еще одного ученика Петра Дмитриевича Барановского, работавшего на Вяземской земле известно многим вязьмичам – это, конечно же, Виктор Евгеньевич Кулаков (1944-2019 гг.) – реставратор, создатель и первый директор музея-заповедника А.С. Грибоедова «Хмелита», заслуженный деятель искусств РФ.
С 2002 года Виктор Евгеньевич Кулаков носил звание Почетного гражданина г. Вязьмы, и, несмотря на другие статусные, федерального уровня звания и награды, очень гордился и дорожил этим званием. Значимым стал и тот факт, что Виктор Евгеньевич Кулаков был погребен на нашей Вяземской земле – за алтарем возрожденного им Казанского храма в любимой Хмелите.
Реставрацией Богородицкого храма в советское время занималась известный ныне здравствующий архитектор-реставратор Галина Ефимовна Медведева, позже составившая проекты реставрации построек Ново-Иерусалимского монастыря в Истре и построек Соловецкого монастыря.
Считаю должным упомянуть в приведенном перечне реставраторов и еще одного ученика Петра Дмитриевича Барановского – Александра Михайловича Пономарева (1943-2021 гг.), неоднократно бывавшего в Вязьме и Хмелите со своим учителем, составившего проект реставрации и на протяжении многих лет руководившего реставрацией построек Болдинского монастыря в соседнем Дорогобужском районе.
Все упомянутые в данной публикации архитекторы-реставраторы явили своими судьбами яркий пример гражданского и человеческого подвига и, безусловно, достойны нашей памяти
и благодарности.
Ю.Петрова, главный хранитель Вяземского историко-краеведческого музея.
На гавном фото: Троицкий собор.