В день памяти Иверской иконы Божией Матери, 26 октября, вяземский Свято-Троицкий кафедральный собор отметил престольный праздник, а также знаменательную дату - 350-летие со дня закладки архитектурного сооружения.
В этот праздничный день торжественную Божественную литургию возглавили Глава Смоленской митрополии, временно управляющий Вяземской епархией митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор, епископ Новороссийский и Геленджикский Сергий и епископ Рославльский и Десногорский Мелетий.
Свято-Троицкий кафедральный собор – престольный храм города. Он словно плывет над рекой и привлекает внимание каждого, кто въезжает в Вязьму со стороны трассы Москва-Беларусь. Первое впечатление — всегда одинаково: «Как же удивительно красиво вписывается архитектура православных храмов в русскую природу, становясь ее неотъемлемой частью!».
Подходишь к храму и, глядя на него, словно начинаешь читать историю былых веков. Ниточка времени начинает отматываться в прошлое… Порой в это прошлое вплетается твоя история или история твоих близких. Ведь в этом храме прошло множество событий, связанных с жизнью вязьмичей: крещения, венчания, отпевания усопших…
Соборный холм представляет собой городище, место проживания наших далеких предков. Рядом с храмом располагалось древнее кладбище, которое было обнаружено археологами в 2017 году при раскопках на западной стороне холма.
Здесь же исследователи обнаружили культурный слой толщиной 2,5-3 метра. Ниже культурного слоя были найдены кремневые пластины и лезвие каменного топора, относящиеся к неолиту или бронзовому веку.
Историк прошлого века И.П.Виноградов писал: «Соборная гора и есть „верхний малый город“, на ней было три деревянные башни. В главной крепости, между двумя огромными башнями положено было основание новому каменному собору».
Первое упоминание о стоявшем на этом месте деревянном храме во имя Святителя Николая относится к 1015 году и связано с «Житием Преподобного Аркадия Вяземского и Новоторжского».
По сохранившимся преданиям уже в конце X — начале XI века на Соборном холме был храм в честь святителя Николая. Весь период существования Вяземского удельного княжества c 1239 по 1403 год он был соборным.
В 1406 году в храме погребен благоверный князь Симеон Вяземский, злодейски убитый в Торжке вместе со своей супругой благоверной княгиней Иулианией, князем Юрием Смоленским.
В соборном храме в 1495 году молилась невеста великого князя Литовского Александра, дочь великого князя Московского Иоанна III — Елена. По взятии Смоленска в 1514 году в соборном храме слушал благодарственный молебен великий князь Василий III Иоаннович.
В 1565 году царь Иоанн IV Васильевич оставил в храме синодик с именами казненных при его правлении людей.
По распоряжению Бориса Годунова в 1597—1598 годах обветшавший Никольский собор был разобран. На его месте возвели новый храм, к которому были пристроены Сергиевский, Трехсвятский и Рождественский приделы.
В 1610 году соборный храм был разорен польскими отрядами под предводительством гетмана Жолкевского. В 1612 году в соборе зачитано воззвание Сергиевой лавры и направлено ополчение к Москве.
В 1635 году в честь завершения Смоленской войны и заключения Поляновского мира по повелению царя Михаила Феодоровича собор был отстроен заново и, в честь заключения под Вязьмой Поляновского мира в день Святой Троицы, переименован из Никольского в Троицкий..
В 1654 году, во время пребывания в Вязьме царя Алексея Михайловича, царской семьи и патриарха Никона, Троицкий собор несколько месяцев был главным храмом страны.
В 1674 – 1676 годах в честь полного и окончательного возвращения смоленских земель от Польши, деревянный Троицкий храм перестроили в каменный.
В 1765 году вяземскими купцами, братьями Калашниковыми в Свято-Троицкий собор из Москвы был привезен список Иверской иконы Божией Матери, особо почитаемая вязьмичами.
25 июля 1765 года на Московской (Старой Смоленской) дороге, в десяти верстах от Вязьмы, икону Небесной Заступницы встречали крестным ходом. С пением благодарственного молебна и под звон колоколов всех церквей города, Иверский образ принесли в Троицкий собор и установили в доступном для всех месте. На иконе до сих пор видна надпись выполненная по-гречески – “Портаитисса”, т.е. “Вратарница”.
В 1771 году в России свирепствовала чума, проникнув из столицы почти во все города России. Однако болезнь чудесным образом не коснулась Вязьмы. Спасение города от смертоносной напасти подвигло жителей города устроить при соборном храме придел во имя Иверской иконы Божией матери. В 1773 году придел был построен на средства купца Авксентия Космича Фатова.
В 1812 году, во время нашествия армии Наполеона, французы устроили в церкви соляной склад, а отступая, разграбили храм и подожгли его. Во время пожара здание очень пострадало, особенно колокольня. В 1835 году она рухнула..На месте обрушившейся колокольни к 1850 году возвели новую, каменную четырехъярусную колокольню.
После обследований, проведенных в 1896 году архитектором Гунстом и инженерами Морозовым и Ястребовым, проведены работы по укреплению фундамента храма. Также в присущем 19 веку стиле перестроили трапезную храма. Декоративное убранство выдержано в духе позднего барокко.
Вскоре после Октябрьской революции, в 1922 году из Троицкого собора были изъяты серебряные ризы с икон, утварь, жемчуг с митры епископа Вяземского. Собор закрыт в 1929 году. Вся богатая утварь, дары Российских государей, древние книги и иконы были «экспроприированы» новой властью и практически все бесследно исчезли.
Богослужение в Троицком соборе было возобновлено в конце 1941 года и с тех пор не прерывалось. Однако здание храма сильно пострадало в годы Великой Отечественной войны. Иконостас собора был заново обустроен в 1948 году. Причем, часть иконостаса трапезной перенесена из Екатерининской церкви г.Вязьмы.
Вход в Свято-Троицкий собор очень интересен и необычен. По высокой лестнице можно подняться и попасть на просторную террасу, войти в небольшое помещение нижнего яруса колокольни, а затем – в трапезную. Она почти вдвое больше самого храма и связана с основным помещением церкви при помощи широкой арки. Пространство храма перекрыто высоким сомкнутым сводом, прорезанным световым барабаном.
Если стоять у Свято-Троицкого собора тихо, можно услышать историю города в шуме деревьев, многие из которых еще помнят прошлое. Каждый храм может рассказать историю того места, где он стоит, и историю тех людей, что в нем молились. Стоит только прислушаться.
Егор Прокопчук.