Как ты относишься к архитектуре, понимаешь ли ее, интересуешься ли ею? На эти вопросы каждый, вероятно ответит неопределенно: «Одни здания красивые, другие — нет, одни сооружения нравятся, другие – не вызывают интереса». Для людей, которые в заботах повседневной жизни безразлично скользят взглядом по окружающим их улицам, площадям, зданиям, такой ответ закономерен. В этом случае человек просто не научился чувствовать и понимать величие замечательных творений зодчих, архитекторов прошлых времен, не научился видеть прекрасное.
Что же такое архитектура, и как научиться ее понимать? «Архитектура – это музыка, застывшая в камне», – говорят одни. «Архитектура – это искусство, пришедшее в мир вместе с человеком», – утверждают другие. Все эти высказывания характеризуют архитектуру, как искусство. Да, архитектура – это искусство возведения зданий, – является одним из древнейших, которым овладел человек, стремясь создать для себя «вторую природу», воплощенную в дереве, камне, кирпиче и бетоне. Для того чтобы понимать архитектуру, каждый человек должен обладать эстетическим или художественным вкусом.
Говоря о памятниках архитектуры Вязьмы, необходимо сделать акцент на том, что почти все они была построены в двух стилях: барокко и классицизма.
В России стиль барокко, как один из главных стилей XVIII века обладал рядом национальных особенностей. Русская архитектура барокко, достигшая размаха в городских и усадебных комплексах, отличается ясностью и цельностью композиции и архитектуры зданий. Архитектуре же классицизма присущи четкость и геометризм форм, логичность планировки, сдержанный декор. Чтобы понять и прочувствовать красоту архитектурных памятников города нужно соприкоснуться с его историей. Это обязательное условие понимания памятников архитектуры и градостроительства.
До второй половины XVII века только Вяземская крепость была ядром формирования города, но позднее военное значение города падает, главной крепостью на отодвинутой к западу границе становится возвращенный русскому государству Смоленск. В Вязьме постепенно налаживается хозяйственная деятельность, развиваются кожевенное и кузнечные производства. Строительство ведется и на новых местах, в частности, на восточной окраине, где сегодня находятся улицы Ленина (бывшая Московская) и Парижской Коммуны (бывшая Калужская).
Отдельные районы объединялись в панораме города вертикалями церквей – почти сплошь деревянных. Лишь в центре города выделялись каменные башни крепости и новый Троицкий собор (1674-1676 гг.). На роль, которую играла Вязьма во второй четверти ХVII века, указывает и возведение в ней одного из лучших памятников русской архитектуры – Одигитриевской церкви в Иоанно-Предтеченском монастыре, основанном в 1534 г. Она и другие каменные здания того же времени образовали ансамбль на возвышении над Бебрей, зрительно соперничающий с центром Вязьмы.
Одигитриевская церковь (1650-60-е гг.) является шедевром строительного искусства. Церковь Одигитрии – один из лучших памятников русской архитектуры XVII века, облик которого определен тенденциями столичного зодчества второй половины столетия. В фасадах широко применены лекальный кирпич, белый камень, зеленые поливные изразцы. Над тремя рядами некрупных килевидных кокошников вплотную поставлены в линию три стройных шатра, декорированные мелкими кокошниками и другими элементами кирпичного узорочья, характерного для зодчества московского региона второй трети XVII века. Памятник этот является лучшим украшением Вязьмы. После крепостной Спасской башни это второе каменное здание города – в целом очень простое, но в то же время пышное и нарядное.
ХVIII столетие было временем расцвета города. Развитие торговли и перерабатывающей промышленности сделало его самым крупным пунктом Смоленской губернии. Сумма купеческих капиталов Вязьмы была тогда втрое больше, чем в Смоленске. Поэтому широко начало развиваться каменное строительство. Уже в первой половине XVIII века большинство церквей перестраивается из дерева в камень. Традиции московского барокко определили их архитектуру с высотными композициями и декоративным богатством (церкви Введенская, Рождества Христова, Рождества Богородицы, Екатерининская). Объемы храмов обогатили городскую панораму, превратив ее в сложный и обширный архитектурный организм.
Каменные здания, построенные в духе позднего барокко, – с ярко окрашенными стенами, нарядными наличниками и изломами кровель мансардных этажей, заполнили город, придав его архитектурному облику стилистическое единство и гармонично соединившись как с памятниками московского барокко, так и с более ранними произведениями XVII столетия. Как нигде на Смоленщине, сильны тут были исконно русские традиции. Бережно хранил их город и не сразу пускал к себе нововведения. Так, в ХVIII веке, полном всяческих перемен и в быту, и в культуре, и в строительстве, упорно возводили вяземские мастера каменные храмы с шатрами и пятиглавием, создавали композиции из широких, массивных восьмериков на прямоугольных объемах, делали украшения построек по законам ушедшего с прошлым веком «нарышкинского барокко». Не торопились принимать новый архитектурный стиль. В это время Вязьма создает свой вариант каменного жилого дома. Обогнав Смоленск по количеству мануфактур и уровню торговли, город во второй половине XVIII века обладал большим денежным потенциалом и имел возможность много строить. Так появляются в Вязьме один за другим богатые каменные купеческие дома. В их архитектуре старое переплетается с новым. Особенностью этого вяземского варианта стало сочетание московских традиций второй половины XVII века (внутренняя планировка – две клети, разделенные сенями; крыльцо с лестницей, ведущей на второй этаж; лопатки на фасадах, нарушение системы окон) с приемами и элементами нового стиля – барокко (логичное деление фасадной поверхности, ордер в оформлении, введение круглых окон, наличников барочной формы, разной формы ниш).
Во всей десятивековой истории русского искусства не было эпохи более переломной и более последовательной в замене старого новым, чем время с конца XVII века по XIX век. В течение XVIII века русские не только в полном объеме осваивают все передовые течения художественной мысли Европы, но и в конце XVIII - начале XIX веков опережают ее, достигая вершин в градостроительных общественных ансамблях. Самой сложной частью этого периода новых художественных принципов стал конец XVII века и начало XVIII веков, когда происходило сначала знакомство, а потом освоение европейских достижений. Шел процесс срастания древнерусской традиции с европейским стилем, который медленно, но настойчиво перестраивался здесь на русскую почву. Можно с уверенностью констатировать, что во всей истории архитектуры Смоленского края период второй половины XVII — начала XIX веков – это второй по значимости и активности строительства этап, когда Смоленщина была передовым архитектурным центром. Начало его совпадает с переходным временем для всей русской архитектуры, и, Вязьма здесь играла одну из главных ролей.
В результате почти трехвекового каменного строительства Вязьма приобрела 24 каменных храма и множество домов. К сожалению, сегодня утрачено три четверти архитектурного наследия. С восхищением от былого великолепия, и с сожалением от горечи утрат, сегодня нам необходимо беречь и сохранять памятники истории и культуры.
По материалам: Архитектурные памятники Смоленской области. М.:1987; Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. М:2001; В.В.Косточкин Старым Смоленским трактом. М.:1972; статья З.Пастухова. Архитектурные памятники на Смоленщине в ж.: Политинформация,1980, № 13
Э.В. Богомолова, председатель ВРО ВООПИиК.
На фото: Одигитриевская, Богородицкая, Екатерининская церкви