В нашем стремительно меняющемся мире, когда всё большее значение приобретает развитие науки и технологий, крайне важным становится совершенствование системы образования и подготовки подрастающего поколения к вызовам будущего. Ключевым шагом в этом направлении стало открытие по всей стране сети детских технопарков «Кванториум» как высокотехнологичных образовательных площадок, делающих процесс обучения в школе более современным и практикоориентированным.
В сентябре 2022 года один из первых в области «Кванториумов» открылся на базе нашей средней школы № 2, благодаря чему вяземские ребята и девчонки получили возможность попробовать себя в программировании, микроэлектронике, промышленном дизайне и других ультрасовременных направлениях. А главной особенностью стало то, что руководство учебным процессом в рамках каждого из этих направлений взял на себя практикующий специалист, готовый делиться с детьми не только знаниями, но и конкретными навыками.
Так, вместе с обновлённой материально-технической базой в школу пришла и столь необходимая сегодня в системе среднего образования система наставничества. Преподавателями «Кванториума» стали в том числе молодые инженеры Вяземского машиностроительного завода, приходящие в школу после целого дня работы на предприятии, чтобы рассказать и показать детям азы профессии, которая в будущем может стать для них делом всей жизни. Насколько сильно «Кванториум» помогает усовершенствовать учебный процесс, рассказал директор средней школы №2 Дмитрий Георгиевич Козлов: -Прежде всего, открытию «Кванториума» предшествовала большая подготовительная работа, включавшая закупку необходимого оборудования, ремонт пяти классов и создание «с нуля» нового пространства – коворкинга. Были полностью отремонтированы и переоборудованы школьные кабинеты, на базе которых теперь работают восемь направлений, или «квантумов»: «Робототехника», «Медицина XXI века», «Микроэлектроника и радиотехника», «Биолого-химические технологии», «Гео/аэро квант», «Основы программирования», «Промышленный дизайн» и «3D-моделирование». В кабинете информатики у нас разместилась база для занятий робототехникой. На сегодняшний день наш районный центр – единственный за исключением самого Смоленска, где есть стационарный «Кванториум». Причём предназначен он не только для наших детей, но и для других школ города школьников. Большую роль в работе «Кванториума» играют преподаватели. Нам удалось привлечь молодых инженеров, которые с удовольствием посвящают своё свободное время работе с детьми, помогая им реализовывать свои идеи и выступая в качестве их наставников».
Являясь частью системы дополнительного образования, «Кванториум» живёт в полезном «симбиозе» со школой, не только не мешая учебному процессу, но и во многом облегчая его. Знания, получаемые детьми на школьных уроках, здесь расширяются и дополняются, после чего у ребят появляется возможность применить их на практике. В отличие от привычного нам обучения, обучение в «Кванториуме» носит проектный характер: в процессе занятий с опытными наставниками дети вольны придумывать что-то своё. Полёт фантазии учащихся ничем не ограничен!
![](https://vvestnik.ru/wp-content/uploads/2024/04/q1BzK7vh0LY.jpg)
Руководит «Кванториумом» средней школы №2 преподаватель общественных дисциплин Александр Иванович Алещенков. «Мы ведём обучение ребят по восьми направлениям, – рассказал он, – на каждом из которых у нас работают опытные, квалифицированные педагоги, имеющие высшее образование и практический опыт работы, неравнодушные и заинтересованные в передаче своих знаний детям. «Кванториум» – это школа мышления, основная цель которой – воспитать поколение специалистов, способных обеспечить технологический прорыв в нашей стране. Мы учим детей учиться: наставник не передает ребёнку накопленные знания, а учит его задавать вопросы, работать с большим объёмом информации и проверять её».
Преподаватель направлений «Микроэлектроника» и «Радиотехника» Сергей Юрьевич Потеев имеет высшую квалификационную категорию. Дети ходят на его занятия с большим удовольствием: он умеет так заинтересовать учащихся, что на следующее занятие они приходят уже со своими друзьями. Руководитель направления «Робототехника» Евгений Алексеевич Фёдоров преподаёт историю в Шимановской средней школе и, помимо основной нагрузки, каждый день приезжает в Вязьму, чтобы проводить занятия с детьми. Благодаря преподавателю по медицине Ольге Петровне Соколовой, ребята за один лишь этот год уже овладели многими практическими навыками оказания медицинской помощи, которые пригодятся им в жизни. «Наши занятия охотно посещают ребята из других школ, – отметил Александр Иванович. – Мы очень довольны нашими преподавателями и учениками, так как все они добросовестно относятся к своему труду».
На занятиях в классе «Хайтек» всегда особенно многолюдно. Здесь плечом к плечу, словно сотрудники настоящей научно-проектной лаборатории, трудятся представители сразу четырёх направлений, или «квантумов»: «Промышленный дизайн», «3D-моделирование», «Программирование» и «Микроэлектроника». Работой своих учеников уже второй год руководит выпускник МГТУ имени Баумана, бывший сотрудник Роскосмоса, а ныне – инженер-конструктор Вяземского машиностроительного завода Сергей Владимирович Ромашкан. «Мой путь в наставничестве, можно сказать, начался случайно, – рассказал он. – Волей случая два года назад я оказался здесь, среди этих гениальных ребят и моих коллег, высоких профессионалов, и теперь мы вместе работаем над классными, очень интересными проектами».
Одним из таких проектов стал дизайн робота для клиентской зоны обслуживания компании «СмоленскАтомЭнерго-сбыт». Разработка и защита проекта происходила в рамках программы «Сириус.Лето», а также была представлена на всероссийском конкурсе «Большие вызовы» от известного образовательного центра поддержки одарённых детей «Сириус». Другим интересным проектом, которым занимался ученик средней школы №2 Никита Троян, стала разработка на основе искусственного интеллекта, позволяющая распознавать болезни глаз по фотографиям глазного дна пациента. С помощью этого вспомогательного инструмента врач-офтальмолог может с большей точностью ставить диагнозы и даже выявлять хронические, не связанные со зрением заболевания. А восьмиклассник Марк Костомаров занимается разработкой программы для распознавания лиц на основе искусственного интеллекта. Проект позволит решать задачи, связанные с ведением статистики и обеспечением безопасности.
Нельзя не отметить высокий уровень проекта под названием «Досмотровый портативный металлодетектор». Это рабочее электронное устройство полностью разработано и создано в стенах «Кванториума». Ученики средней школы №2 Максим Корнеенков и Никита Маркелов полностью разработали и произвели электронную микросхему металлодетектора, а ученик средней школы №1 Константин Полухин смоделировал в профессиональной системе автоматизированного проектирования «КОМПАС» корпус, который затем распечатали на 3D-принтере.
«В «Кванториуме» ребята обучаются универсальным навыкам и предметным компетенциям через решение реальных задач от промышленных партнёров по ключевым проблемам развития науки и техники, – пояснил Сергей Ромашкан. – Также у нас в разработке сейчас находится проект «Школы будущего», представляющий внешний вид нашей школы, какой она могла бы стать через несколько десятилетий».
![](http://vvestnik.ru/wp-content/uploads/2024/04/8L2tkWB3mYY.jpg)
Одним из самых популярных «квантумов» среди младших школьников стала «Робототехника». Здесь занимаются учащиеся пятых-седьмых классов, которым интересно собирать и программировать роботов, как простых, игровых, так и более сложных. Под руководством своего наставника Евгения Алексеевича Фёдорова ребята за год полностью собрали и запрограммировали квадрокоптер, функционал которого они с радостью продемонстрировали.
Как позаботиться о здоровье своём и своих близких – проходят учащиеся направления «Медицина 21 века». Здесь есть всё необходимое для оказания первой медицинской помощи, измерения артериального давления и уровня глюкозы в крови, определения частоты пульса в зависимости от физической нагрузки, приготовления простейших мазей и даже для съёмки и расшифровки электрокардиограмм. Руководит направлением педагог высшей категории Ольга Петровна Соколова – фельдшер и фармацевт по образованию, а также преподаватель Вяземского медицинского колледжа имени Е.О. Мухина.
![](http://vvestnik.ru/wp-content/uploads/2024/04/4u2cDUwziaU.jpg)
«На этих занятиях мы всегда узнаём что-то новое, взаимодействуем с людьми, применяя полученные знания на практике, – поделилась учащаяся средней школы №2 Мария Хотеенкова. – Работа активная, весёлая, интересная. Благодаря этим занятиям, я начала задумываться о том, чтобы связать свою жизнь с медициной».
В конце апреля в школе состоится первая защита проектов учащихся «Кванториума», на которой ребята вместе с наставниками представят все свои идеи и наработки за два года. А уже в мае их ждёт первый официальный «выпускной», на котором будут отмечены достижения самых активных и старательных учеников. Работа по внедрению наставничества в школы ещё только набирает обороты, и именно средней школе №2 выпала честь стать «первопроходцами» в продвижении этой важной концепции, поддержанной Президентом. Первые результаты уже впечатляют, а значит впереди – ещё более высокие достижения, смелые идеи и значимые проекты, которыми мы все сможем гордиться!
Мария Якушина. Фото автора.