В нашем стремительно меняющемся мире, когда всё большее значение приобретает развитие науки и технологий, крайне важным становится совершенствование системы образования и подготовки подрастающего поколения к вызовам будущего. Ключевым шагом в этом направлении стало открытие по всей стране сети детских технопарков «Кванториум» как высокотехнологичных образовательных площадок, делающих процесс обучения в школе более современным и практикоориентированным.
В сентябре 2022 года один из первых в области «Кванториумов» открылся на базе нашей средней школы № 2, благодаря чему вяземские ребята и девчонки получили возможность попробовать себя в программировании, микроэлектронике, промышленном дизайне и других ультрасовременных направлениях. А главной особенностью стало то, что руководство учебным процессом в рамках каждого из этих направлений взял на себя практикующий специалист, готовый делиться с детьми не только знаниями, но и конкретными навыками.
Так, вместе с обновлённой материально-технической базой в школу пришла и столь необходимая сегодня в системе среднего образования система наставничества. Преподавателями «Кванториума» стали в том числе молодые инженеры Вяземского машиностроительного завода, приходящие в школу после целого дня работы на предприятии, чтобы рассказать и показать детям азы профессии, которая в будущем может стать для них делом всей жизни. Насколько сильно «Кванториум» помогает усовершенствовать учебный процесс, рассказал директор средней школы №2 Дмитрий Георгиевич Козлов: -Прежде всего, открытию «Кванториума» предшествовала большая подготовительная работа, включавшая закупку необходимого оборудования, ремонт пяти классов и создание «с нуля» нового пространства – коворкинга. Были полностью отремонтированы и переоборудованы школьные кабинеты, на базе которых теперь работают восемь направлений, или «квантумов»: «Робототехника», «Медицина XXI века», «Микроэлектроника и радиотехника», «Биолого-химические технологии», «Гео/аэро квант», «Основы программирования», «Промышленный дизайн» и «3D-моделирование». В кабинете информатики у нас разместилась база для занятий робототехникой. На сегодняшний день наш районный центр – единственный за исключением самого Смоленска, где есть стационарный «Кванториум». Причём предназначен он не только для наших детей, но и для других школ города школьников. Большую роль в работе «Кванториума» играют преподаватели. Нам удалось привлечь молодых инженеров, которые с удовольствием посвящают своё свободное время работе с детьми, помогая им реализовывать свои идеи и выступая в качестве их наставников».
Являясь частью системы дополнительного образования, «Кванториум» живёт в полезном «симбиозе» со школой, не только не мешая учебному процессу, но и во многом облегчая его. Знания, получаемые детьми на школьных уроках, здесь расширяются и дополняются, после чего у ребят появляется возможность применить их на практике. В отличие от привычного нам обучения, обучение в «Кванториуме» носит проектный характер: в процессе занятий с опытными наставниками дети вольны придумывать что-то своё. Полёт фантазии учащихся ничем не ограничен!
Руководит «Кванториумом» средней школы №2 преподаватель общественных дисциплин Александр Иванович Алещенков. «Мы ведём обучение ребят по восьми направлениям, – рассказал он, – на каждом из которых у нас работают опытные, квалифицированные педагоги, имеющие высшее образование и практический опыт работы, неравнодушные и заинтересованные в передаче своих знаний детям. «Кванториум» – это школа мышления, основная цель которой – воспитать поколение специалистов, способных обеспечить технологический прорыв в нашей стране. Мы учим детей учиться: наставник не передает ребёнку накопленные знания, а учит его задавать вопросы, работать с большим объёмом информации и проверять её».
Преподаватель направлений «Микроэлектроника» и «Радиотехника» Сергей Юрьевич Потеев имеет высшую квалификационную категорию. Дети ходят на его занятия с большим удовольствием: он умеет так заинтересовать учащихся, что на следующее занятие они приходят уже со своими друзьями. Руководитель направления «Робототехника» Евгений Алексеевич Фёдоров преподаёт историю в Шимановской средней школе и, помимо основной нагрузки, каждый день приезжает в Вязьму, чтобы проводить занятия с детьми. Благодаря преподавателю по медицине Ольге Петровне Соколовой, ребята за один лишь этот год уже овладели многими практическими навыками оказания медицинской помощи, которые пригодятся им в жизни. «Наши занятия охотно посещают ребята из других школ, – отметил Александр Иванович. – Мы очень довольны нашими преподавателями и учениками, так как все они добросовестно относятся к своему труду».
На занятиях в классе «Хайтек» всегда особенно многолюдно. Здесь плечом к плечу, словно сотрудники настоящей научно-проектной лаборатории, трудятся представители сразу четырёх направлений, или «квантумов»: «Промышленный дизайн», «3D-моделирование», «Программирование» и «Микроэлектроника». Работой своих учеников уже второй год руководит выпускник МГТУ имени Баумана, бывший сотрудник Роскосмоса, а ныне – инженер-конструктор Вяземского машиностроительного завода Сергей Владимирович Ромашкан. «Мой путь в наставничестве, можно сказать, начался случайно, – рассказал он. – Волей случая два года назад я оказался здесь, среди этих гениальных ребят и моих коллег, высоких профессионалов, и теперь мы вместе работаем над классными, очень интересными проектами».
Одним из таких проектов стал дизайн робота для клиентской зоны обслуживания компании «СмоленскАтомЭнерго-сбыт». Разработка и защита проекта происходила в рамках программы «Сириус.Лето», а также была представлена на всероссийском конкурсе «Большие вызовы» от известного образовательного центра поддержки одарённых детей «Сириус». Другим интересным проектом, которым занимался ученик средней школы №2 Никита Троян, стала разработка на основе искусственного интеллекта, позволяющая распознавать болезни глаз по фотографиям глазного дна пациента. С помощью этого вспомогательного инструмента врач-офтальмолог может с большей точностью ставить диагнозы и даже выявлять хронические, не связанные со зрением заболевания. А восьмиклассник Марк Костомаров занимается разработкой программы для распознавания лиц на основе искусственного интеллекта. Проект позволит решать задачи, связанные с ведением статистики и обеспечением безопасности.
Нельзя не отметить высокий уровень проекта под названием «Досмотровый портативный металлодетектор». Это рабочее электронное устройство полностью разработано и создано в стенах «Кванториума». Ученики средней школы №2 Максим Корнеенков и Никита Маркелов полностью разработали и произвели электронную микросхему металлодетектора, а ученик средней школы №1 Константин Полухин смоделировал в профессиональной системе автоматизированного проектирования «КОМПАС» корпус, который затем распечатали на 3D-принтере.
«В «Кванториуме» ребята обучаются универсальным навыкам и предметным компетенциям через решение реальных задач от промышленных партнёров по ключевым проблемам развития науки и техники, – пояснил Сергей Ромашкан. – Также у нас в разработке сейчас находится проект «Школы будущего», представляющий внешний вид нашей школы, какой она могла бы стать через несколько десятилетий».
Одним из самых популярных «квантумов» среди младших школьников стала «Робототехника». Здесь занимаются учащиеся пятых-седьмых классов, которым интересно собирать и программировать роботов, как простых, игровых, так и более сложных. Под руководством своего наставника Евгения Алексеевича Фёдорова ребята за год полностью собрали и запрограммировали квадрокоптер, функционал которого они с радостью продемонстрировали.
Как позаботиться о здоровье своём и своих близких – проходят учащиеся направления «Медицина 21 века». Здесь есть всё необходимое для оказания первой медицинской помощи, измерения артериального давления и уровня глюкозы в крови, определения частоты пульса в зависимости от физической нагрузки, приготовления простейших мазей и даже для съёмки и расшифровки электрокардиограмм. Руководит направлением педагог высшей категории Ольга Петровна Соколова – фельдшер и фармацевт по образованию, а также преподаватель Вяземского медицинского колледжа имени Е.О. Мухина.
«На этих занятиях мы всегда узнаём что-то новое, взаимодействуем с людьми, применяя полученные знания на практике, – поделилась учащаяся средней школы №2 Мария Хотеенкова. – Работа активная, весёлая, интересная. Благодаря этим занятиям, я начала задумываться о том, чтобы связать свою жизнь с медициной».
В конце апреля в школе состоится первая защита проектов учащихся «Кванториума», на которой ребята вместе с наставниками представят все свои идеи и наработки за два года. А уже в мае их ждёт первый официальный «выпускной», на котором будут отмечены достижения самых активных и старательных учеников. Работа по внедрению наставничества в школы ещё только набирает обороты, и именно средней школе №2 выпала честь стать «первопроходцами» в продвижении этой важной концепции, поддержанной Президентом. Первые результаты уже впечатляют, а значит впереди – ещё более высокие достижения, смелые идеи и значимые проекты, которыми мы все сможем гордиться!
Мария Якушина. Фото автора.