И реальность, и романтика

Прежде чем рассказать о том, как проходил в нашем городе традиционный конкурс «Воспитатель года», стоит вспомнить одну восточную мудрость, в которой говорится, что труд воспитателя можно сравнить с работой садовника, выращивающего различные растения: «Одно из них любит солнечный свет, другое – прохладную тень. Одно растение любит берег ручья, другое – высохшую горную вершину; одно произрастает на песчаной почве, другое – на жирной, глинистой. Каждому из них нужен особый, только для него подходящий уход: иначе оно не достигнет совершенства в своём развитии».

Действительно, дети, как цветы, требующие особого внимания. К каждому нужно уметь прислушаться, постараться понять и принять воспитанника таким, какой он есть: ведь только в атмосфере любви и понимания сможет раскрыться яркая индивидуальность маленького человечка. И у воспитателей, участников очередного муниципального конкурса, это получается. Ведь любой из них – профессионал, отдавший свое сердце детям. Специалист, которому знакомы и теория, и практика… А работа для претенденток – не только реальность, но и романтика. Ведь ею так наполнено детство, которое вместе с воспитанниками они проживают многократно!

Участников торжественного открытия конкурса «Воспитатель года» гостеприимно
принимали в Вязьма-Брянском детском саду «Солнышко», а его закрытие состоялось в культурно-выставочном центре. И для представителей вяземского дошкольного педагогического сообщества это были запоминающиеся праздники, наполненные искорками талантов, радостью бытия, своеобразным  творчеством,  непередаваемой атмосферой счастья и дружеского общения. И все это благодаря четкому, продуманному руководству организатора конкурса О.А. Алексеевой, главного специалиста комитета образования; ярким концертным номерам в исполнении не только малышей, но и работников детских садов №№1, 3, 5, 6, 7, 8, 9,10, 12, а также «Солнышко» и «Рябинка»…

Это были праздники, которых ждали, к которым конкурсантки серьезно готовились. И не только они, но и руководители детских садов, и коллеги, и маленькие воспитанники, и даже их родители. Не стал исключением и 2024 год…

Но до главного праздника — церемонии награждения у конкурсанток были непростые будни: с волнением, эмоциональным напряжением, накалом творческих страстей, стремлением показать, что главное в работе каждой из них — любовь к детям. Не к лучшим, а к любому ребенку: покладистому или упрямому, подвижному или медлительному, веселому или грустному, озорнику или тихоне… Участницы конкурса доказывали это на любом из четырех его этапов, внесших свою «лепту» в конечный результат выступлений претенденток на победу. 

Об этом присутствующие в зале узнали из выступления председателя жюри Елены Юрьевны Гусейновой, методиста  детского сада №10, на торжественной церемонии закрытия конкурса. Она отметила тот факт, что главная его цель достигнута:  поскольку выявлены положительный опыт и новые педагогические технологии. Его участницы приложили немало усилий к тому, чтобы показать свое профессиональное мастерство, умение работать с детьми. Каждое выступление было ярким открытием.

Итак, первым конкурсным заданием была «Визитная карточка «Я – педагог!». Это видеоролики, содержавшие информацию о достижениях претенденток в педагогической и общественной работе; отражавшие их профессиональную культуру; демонстрировавшие использование современных информационно-коммуникативных  технологий.

«Быть воспитателем означает иметь возможность зажечь искру творчества и добра у каждого ребенка, стать маяком надежды и поддержки. Это призвание — желание быть рядом с восторженным миром детских глаз. Не стоять на месте, а постоянно находиться в поиске нового и интересного», — так считает Наталья Николаевна Егорченкова,  воспитатель детского сада №1.

По мнению учителя-логопеда детского сада №2 Светланы Викторовны Титовой, самое главное в педагогической деятельности – личность воспитателя, его человеческие качества. Добрый взгляд, ласковая речь, обаяние педагога вселяют в ребенка уверенность в том, что всё обязательно получится.

Молодой, активный, талантливый, инициативный, неравнодушный к своему делу воспитатель детского сада №4 Мария Александровна Лапушкина, — творческая натура. Она, целеустремленная, энергичная, искренне любящая детей, обладает коммуникативными навыками. В своей работе Лапушкина использует новые интересные методики, способные обогатить детский мир яркими событиями.

А вот воспитатель  детского сада №11 Алена Сергеевна Цыкарева поведала о своем педагогическом кредо в стихах:

Мир детства радостен и тонок,
Как флейты плавающий звук. 
Пока смеется мне ребёнок,
Я знаю, что не зря живу!

Каждый день, который проводят ребятишки детского сада №8 с Мариной Михайловной Лопуховой, становится увлекательным путешествием в мир открытий. Она стремится сделать этот процесс интересным, эмоционально насыщенным, полезным как для детей, так и для их родителей. Приоритетами её педагогической деятельности являются живое общение с дошкольниками, развитие их коммуникативных навыков и познавательных способностей.

Следующий этап конкурса — «Творческие презентации» свидетельствовал о том, что воспитатели являются своеобразными, самобытными людьми. Это личности, наделенные колоссальным терпением, безмерным талантом, безграничной любовью к людям и, в частности, — к детям… Кроме того, этот этап конкурса помог претенденткам доказать, что они – классные профессионалы; что, используя инновации, всегда держат руку на пульсе времени.

Об этом свидетельствовали довольно-таки непростые, но увлекательные темы «Творческих презентаций». Они позволили конкурсанткам продемонстрировать накопленный с годами опыт, а также умение использовать в своей деятельности современные технологии; рассказать о педагогических принципах; представить на суд жюри систему работы с малышами и их родителями.

Занятия с незнакомыми детьми, проводившиеся в детских садах №№1 и 10, стали кульминационными моментами в профессиональных испытаниях. Кроме этого, воспитатели отвечали на вопросы членов жюри. А на мастер-классах, проводившихся со взрослой аудиторией в детском саду №10, они смогли не только увлечь коллег творчеством, но и на деле доказать эффективность своих методов и приемов воспитания дошкольников. Ведь это и есть обмен опытом…

Ежегодно участники конкурса демонстрируют новые возможности для совершенствования профессии педагога дошкольного образования. И каждому запоминается что-то свое: кому-то – неповторимая презентация коллеги; кому-то – насыщенная новыми идеями образовательная деятельность; а кому-то — оригинальный мастер-класс… Организаторы мероприятия предоставили возможность и «виновникам» торжества, и зрителям еще раз окунуться в самобытную творческую атмосферу конкурсных дней. В этом помогли видеоролики, демонстрировавшиеся на мультимедийном экране.

Церемонию награждения участников конкурса провели депутат Смоленской областной Думы М.В. Чехунов и заместитель главы района С.Б. Вавилова. «Ваша профессия требует душевных сил, порой нервного напряжения и немыслимого терпения, — сказал Михаил Владимирович. — Главное – не разочаровываться в ней! Ведь вы – именно те люди, которым родители могут смело доверять своих детей: честные, благородные, обладающие тонкостями приобретенной профессии, которая, судя по конкурсу, избрана навсегда. Творите, дерзайте, пробуйте!».

А Светлана Борисовна добавила к сказанному: «Как и в любом конкурсе профессионального мастерства, победителями можно назвать всех. Ведь каждый из вас одержал победу над собой, над своими страхами и сомнениями. Вы – не соперницы, а коллеги, которые смогли показать то, самое  лучшее, что приобретено за годы работы. Благодарю вас за важный и ответственный труд и, прежде всего, – за искреннюю любовь к детям!».

По давно установившейся традиции, вначале были названы те воспитатели, которых члены жюри определили  победителями в номинациях. Первая — «Педагогический дебют». Победителем в этой номинации стала воспитатель детского сада №11 Алёна Сергеевна Цыкарева.  «Мастером своего дела» была названа учитель-логопед детского сада №2 Светлана Викторовна Титова.

Напряжение в зале постепенно росло. Как же дальше распределятся места? Третьей на пьедестал почета конкурса поднялась воспитатель детского сада №1 Наталья  Николаевна  Егорченкова; обладательницей второго места стала воспитатель детского сада №4 Мария  Александровна  Лапушкина. И, наконец, под дружные аплодисменты зала объявлен победитель. И это воспитатель детского сада №8 Марина Михайловна Лопухова. Ей уготована почетная и очень ответственная миссия — представлять Вязьму на региональном конкурсе в Смоленске.

В нашем городе этот конкурс стал примечательным, а в этом году и символичным событием. Ведь на нашем календаре — Год семьи! А детский сад и есть  одна большая, дружная и гостеприимная семья, которая является источником любви, понимания и поддержки. Здесь маленьких граждан великой страны учат быть истинными патриотами своей Родины.

В. НИКОЛАЕВА. Фото КВЦ.