Историческому «фундаменту» – полтора столетия

Современному путешественнику, впервые ступившему на вяземский перрон, о событиях Первой мировой войны и о подвигах наших героев-железнодорожников в годы Великой Отечественной войны расскажут лишь мемориальные доски на стенах вокзала и монументы, установленные на привокзальной площади. И только вяземские старожилы помнят, как возводилось здание вокзала, ставшее послевоенным памятником городу, и какой ценой завоевано мирное небо, раскинувшееся над ним.

В конце 60-х годов XIX века с высочайшего одобрения императора Александра II была утверждена концессия на строительство Московско-Смоленской железной дороги. В правительстве и предпринимательских кругах того времени хорошо понимали необходимость кратчайшего пути через Вязьму, который свяжет промышленный центр Российской империи с Западной Европой. И уже в сентябре 1870 года состоялось торжественное открытие однопутной Московско-Смоленской железной дороги и вяземского вокзала. Через станцию началось регулярное движение грузовых и пассажирских поездов. Ближе к концу девятнадцатого столетия железная дорога через Вязьму стала двухпутной, а сама станция была расширена. Здесь появились новые пакгаузы, и были построены боковые пути, угольный склад и водонапорная башня.

В Первую мировую войну станция являлась важным стратегическим пунктом по приему и отправке воинских и санитарных эшелонов. Вязьма также оказалась в центре потока беженцев, которые следовали через Смоленскую губернию вглубь страны. Эвакуация городов Царства Польского, Северо-Западного и Прибалтийского краев сильно повлияла на увеличение пассажиропотока. На средства Татьяниного комитета, созданного по инициативе Великой княгини Татьяны Николаевны Романовой, в здании вяземского вокзала был открыт врачебно-продовольственный пункт, где пассажирам оказывалась необходимая помощь. Также было создано «Особое бюро», которое занималось оформлением проездных документов и регистрацией беженцев.

В годы Великой Отечественной войны железнодорожный узел подвергался многочисленным бомбардировкам и обстрелам артиллерии. Во время первого массированного налета фашистской авиации в июле 1941 года погибли сотни мирных жителей. С болью в сердце вспоминают ветераны-железнодорожники тот «черный» день, когда над Вязьмой пронесся безумный вихрь, несущий смерть и разрушения. Огненным смерчем взлетали вверх вагоны с боеприпасами и лопались заполненные горючим цистерны. В одночасье в руины превратились и здание вокзала, и паровозное депо, а железнодорожные пути стали грудой металла.

По постановлению Совета народных комиссаров СССР от ноября 1945 года Вязьма была включена в число 15 древнерусских городов, подлежащих первоочередному восстановлению. Уже к четвертой годовщине освобождения города здесь была восстановлены треть довоенного жилого фонда и два десятка предприятий. В 50-е годы застраивался древний центр Вязьмы с сохранением исторической планировки – памятника русского градостроительства. Весной 1951 года было сдано в эксплуатацию здание железнодорожного вокзала.

Его история служит наглядным примером того, как послевоенная постройка может стать городской архитектурной достопримечательностью. Особняк с колоннами в стиле неоклассицизма выглядит очень торжественно. Центральный портал с псевдопортиком, слегка вынесенный за основной объем, придает зданию некоторую помпезность. Но и монументальность строения, и пышная его торжественность вполне оправданы, поскольку славным «фундаментом» вокзала является исторический отрезок длиной в полтора столетия.

Подготовила Алина Сотник.