У этой житейской истории, начало которой положено более 30 лет тому назад и которая произошла с вязьмичами Сергеенковыми, могло не быть благополучного исхода, если бы на их пути не встретились человечные люди, обладающие добротой, сочувствием и искренностью. И это Вячеслав Иванович Алимов, в те времена – заместитель главы Вяземского района, и моя давняя знакомая Галина Николаевна Чубарова, которая и рассказала эту историю.
Вот такая она, Галина Чубарова
Несколько лет мы работали в одном здании. Галина – в типографии, а я – в редакции. Встречаться приходилось часто. И меня всегда поражало ее умение ладить с людьми; не оставаться равнодушной к чужой беде; искренне и безвозмездно помогать человеку выходить из тупиковой ситуации, зачастую отдавая чужим делам большую часть своего личного времени.
Прошли годы. Но, как оказалось, время не изменило Галину Николаевну. Пройдя через горнило своих бед, она осталась таким же неравнодушным человеком, каким была в молодости. И это подтверждает та самая житейская история…
С Надеждой Орестовной Сергеенковой Галина познакомилась в 2010 году в больнице, где с инсультом лежал муж, от которого она не отходила, можно сказать, ни на шаг. В этом, по мере своих возможностей, старалась помогать и новая знакомая. Надежда работала там же, в больнице, в должности сестры-хозяйки неврологического отделения. Потом, после выздоровления Виктора, женщины просто перезванивались. Темы для бесед были разные. Вот только разговор о проблемах, касающихся дома, в котором жили Сергеенковы, не заводился никогда.
Два года тому назад у Виктора Чубарова случился второй инсульт. И снова жена – рядом, как и ее помощница Надежда. «Она была такая же добрая, сердечная, бескорыстная, как и раньше. Вот только в глазах затаилась грусть, — рассказывает Галина. – Я, конечно, стала спрашивать у Надежды, что же такое у нее случилось? И она не сразу, а через какое-то время поведала мне эту домашнюю историю».
Свой и не свой дом
Тогда, 30 лет тому назад, у Сергеенковых было двое детей. Вскоре должен был появиться на свет и третий ребенок. Семья ютилась в комнате общежития, что на улице Социалистической. Конечно, если вспомнить пословицу, то можно сказать: в тесноте, да не в обиде. Собственно говоря, так и чувствовали себя и глава семьи Андрей, и его вторая половинка Надежда. Что и говорить: молодо-зелено… Самое время – смотреть на жизнь через розовые очки.
Однажды вечером супруг пришел домой счастливый: ну, просто сам не свой! И сразу же с порога выпалил: «Наденька, у нас теперь есть дом! Я купил его на улице 9 Января». В этом доме родились еще двое детей. Места для проживания было предостаточно. Здание подстроили, отделали, облагородили, завели огород… Все делалось с любовью. Да это и понятно. Ведь — для себя и, как говорится, на века.
О том, что дела с домом не в порядке, Надежда узнала, когда стала определять ребятишек в детский сад. Для этого была нужна справка с места жительства. Но, как оказалось, члены семьи не прописаны в доме на улице 9 Января. Расстроенные Сергеенковы обратились по этому вопросу в общежитие. Но, как выяснилось, они там давно уже не числились. В этой ситуации выручила свекровь, прописав семью сына на своей жилплощади. Малыши пошли в детский сад. И постепенно неприятная ситуация с пропиской забылась.
Но вот в 2019 году на улице 9 Января стали проводить газ. Сергеенковы, естественно, также подали заявление на подведение голубого топлива к их дому. Но дело дальше этого шага не пошло, поскольку по документам он принадлежал В.В. Петрову, который продал его главе семьи. В те времена, в 90-е годы, купля-продажа осуществлялась просто: деньги за дом – в руки хозяину, и новые владельцы могут смело его занимать. В итоге получилось, что у Сергеенковых свой, но по документам… не свой дом.
…Услышав эту печальную историю, Галина Чубарова уговорила Надежду не опускать руки, а решительно взяться за дело, чтобы доказать свою собственность на дом. И хождения по мукам начались с архива, в котором выдали справку о том, что дом принадлежит Петрову… По той же причине не приняли исковое заявление на признание права собственности Сергеенковых и в суде.
Потерпев и там, и там неудачу, женщины решили обратиться за помощью к главе Вяземского района И.В. Демидовой. И это был верный шаг. Инна Васильевна внимательно выслушала женщин и дала задание своему заместителю В.И. Алимову разобраться в запутанном вопросе. И с этого момента начался новый виток в данной житейской истории.
И «иголка» все-таки нашлась
Во время нашего разговора Вячеслав Иванович Алимов сравнил ситуацию, которую ему предстояло разрешить, с поиском иголки в стоге сена. И, действительно, как через 30 лет можно найти бывшего хозяина дома, если только известны его фамилия, имя и отчество?! Может быть, он давно покинул Вязьму, или человека уже нет на этом свете…
Но ничто не могло остановить В.И. Алимова, который привык к тому, что, если начал дело, то надо довести его до конца. Хотя, копнув глубже, Вячеслав Иванович убедился в том, что повода для административного вмешательства, в общем-то, и нет: Сергеенковы купили дом, сами вручили деньги за покупку продавцу. А что без документов, — то это чья вина? Словом, решение вопроса оказалось не в компетенции вяземских чиновников. И то, чем занимался Вячеслав Иванович в основном в личное время, используя свою машину, было не работой, а душевным порывом.
Вникнув в суть этого запутанного дела, В.И. Алимов взялся за него чисто по-человечески. «Мне просто было жалко эту многодетную семью, которая, прожив в доме более 30 лет, в итоге оказалась у разбитого корыта», — говорит Вячеслав Иванович. «Цепочка» встреч с разными официальными лицами оказалась длиной в полтора года. Два адвоката, обратиться к которым Алимов в первую очередь посоветовал женщинам, можно сказать, в один голос заявили, что в суде исковое заявление не примут: документы подтверждают права Петрова на это злополучный дом. Так, собственно говоря, и случилось…
И хозяйка дома, и ее подруга были просто в отчаянии. Но только — не Алимов, который стал искать выход из этого тупика. И, в конце концов, он нашелся. Вязьмичей Петровых, подходящих по возрасту, оказалось несколько. Вячеслав Иванович узнал их адреса в паспортном столе. Несколько поездок, причем в его личное время, были сделаны впустую. Оставалась только одна кандидатура потенциального хозяина дома, который проживал на улице Московской.
Встретиться с ним удалось только в четвертый раз. «Владимир Викторович Петров оказался порядочным человеком, — рассказывает Алимов. – Он сразу же согласился оформить сделку купли-продажи, которую я предложил, не потребовав при этом никакой компенсации». Кроме того, В.В. Петров подписал заявление на формирование участка, на котором находился дом, оформив генеральную доверенность на имя Чубаровой. Она в основном и занималась документами.
Чтобы решить все формальности, устранить нежелательные нюансы, занимаясь делом Сергеенковых, В.И. Алимову пришлось неоднократно обращаться и в БТИ, и к нотариусу, и в Росреестр… Благодаря его профессионализму, настойчивости, умению «наводить мосты» в общении с людьми, нашлась та самая «иголка» в «стоге» проблем, всевозможных документов, официальных встреч с руководителями разных уровней власти. Немалую роль сыграли и личное обаяние Вячеслава Ивановича, и его неукоснительный авторитет среди земляков.
***
Сегодня супруги Сергеенковы являются собственниками дома, в котором прожили долгие годы. В администрации района и в Росреестре оформлены бумаги на землю. Все-таки права пословица: мир не без добрых людей, которых немало и в нашем городе и в числе которых – В.И. Алимов и Г.Н. Чубарова . И этим неравнодушным вязьмичам от всей души благодарны и Надежда, и Андрей, и их уже взрослые дети, и искренняя помощница этой
семьи Галина Чубарова.
На фото: Г.Н. Чубарова и В.И. Алимов.
В. НИКОЛАЕВА.