На протяжении многих веков наш небольшой провинциальный город являлся форпостом русского государства. Насколько была важна роль Вязьмы, говорят такие факты: цари неоднократно бывали здесь. И по сути была столицей Российского государства. Сколько кровопролитных сражений приходилось на Вяземскую землю, которая, можно сказать, собою заслоняла столицу! Сколько раз город разорялся врагами до основания! И столько же раз он восстанавливался из пепла, как сказочная птица Феникс.
Как город-воин, Вязьма была известна еще в древности (в период средневековья) даже за рубежом. Так, нидерландский писатель Алберто Кампнезе в 1523 году писал папе Клименту VII: «Борисфен, называемый у московитян Днепром, берет свое начало в княжестве Смоленском, близ знаменитой крепости Вязьма». В летопись города, бывшего форпостом столицы во все времена, вписаны страницы героической борьбы его жителей с врагами, посягавшими на свободу и независимость государства. Они проявляли подлинную отвагу, готовность жить и работать ради процветания Отечества. Именно так на пути к присвоению Вязьме высокого звания «Город воинской славы» постепенно собирались героические эпизоды его исторической хроники, «написанной» в том числе и его самоотверженными жителями. Ее страницы нам и предстоит «перелистать».
В борьбе за смоленские земли
Вязьма всегда являлась «лакомым куском» для всех иноземных захватчиков, поскольку город удачно расположился на водном и сухопутном пути из Москвы в Европу. В 1403 году он был присоединен к Великому княжеству Литовскому. В состав русских земель он вошел только через 90 лет. Тогда к Вязьме подошло войско воевод Даниила Щени и Василия Патрикеева. Благодаря активной поддержке ее жителей, город был освобожден.
В начале XVII века он оказался в центре событий Смутного времени. В 1606 году в Вязьме на несколько дней останавливалась невеста Лжедмитрия М. Мнишек. В течение 10 лет, начиная с 1608 года, город неоднократно переходил из рук в руки. Вязьма даже была одним из центров повстанцев И. Болотникова. Освобожденный правительственными войсками от разбойников, город вскоре вновь захватили поляки. Он оказался почти полностью разрушенным. Восстановление города легло на плечи жителей, которые стойко переносили все беды и невзгоды.
Через три года, по условиям Деулинского перемирия, Вязьма отошла к Москве, став форпостом государства Российского, а впоследствии – его опорным пунктом в многочисленных войнах с Речью Посполитой, в том числе и за освобождение Смоленска. В Вязьму были направлены крупные воинские соединения. Под руководством воеводы Хованского здесь была построена крепость, благодаря которой Вязьма стала мощным оборонительным узлом, что подтверждают неоднократные неудачные попытки поляков завладеть городом. Свою лепту в это внесли и его жители, помогая в строительстве крепости и в обороне своей малой родины. До Андрусовского перемирия с поляками 1667 года Вязьма обеспечивала надежную защиту западной границы государства, став впоследствии тыловым городом.
«Таковы россияне!»
Во время Отечественной войны 1812 году мирные жители и защитники города проявляли подлинное мужество и героизм, защищая родную землю. Вязьмичи показали себя достойными сынами Отечества. Они активно откликнулись на призыв – поддержать русскую армию. В течение лета горожане собрали на оборону России полтора миллиона рублей и выставили почти двенадцать с половиной тысяч ополченцев.
В Смоленское ополчение влилось более тысячи жителей уезда, принявших участие в основных сражениях войны 1812 года, в том числе и на Бородинском поле. Вязьмичи-ополченцы участвовали в торжественной встрече М.И. Кутузова, принявшего на себя командование отступающей с боями русской армией в селе Царево-Займище. Часть жителей покинула город вслед за военными.
На территории Вяземского уезда весомой была «дубина» народной войны. По словам Л. Толстого, «она поднималась со всей своей грозной и величественной силой; поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие». В лесах уезда при поддержке местного населения действовал первый в истории Отечественной войны армейский партизанский отряд подполковника Д.В. Давыдова.
На вяземской земле было проведено множество успешных операций, нанесших противнику огромный урон. В них принимали участие и партизаны под командованием молодого капитана, прекрасно знавшего несколько языков А.С. Фигнера и А.Н. Сеславина, всегда сосредоточивавшего свое главное внимание на том, чтобы неусыпно следить за передвижениями наполеоновской армии. Эти два отряда принимали участие в сражении под Вязьмой 22 октября, одними из первых ворвавшись в пылающий город.
Французы дважды побывали на его территории. В итоге Вязьма оказалась в числе наиболее разрушенных городов. В ходе боев не осталось ни одного целого дома, а убытки составили пять миллионов рублей. И снова горожане, объединившись всем миром и засучив рукава, принялись за восстановление своей малой родины. Как тут не вспомнить выражение М.И. Кутузова, которое можно отнести не только к партизанам, но и к мирным жителям: «Враг мог разрушить ваши стены; наложить на вас тяжкие оковы, но не мог и не возможет победить и покорить сердец ваших. Таковы россияне!»
Госпиталь для Западного фронта
Так можно было назвать Вязьму в эпоху Первой мировой войны. Тогда она не была прифронтовым городом. Однако дыхание той войны ощущалось реально. Через железнодорожный узел шли эшелоны с новым пополнением, а обратно – поезда с беженцами. Но главное – на территории Вязьмы размещались запасные и учебные воинские части, располагалось несколько военных госпиталей и лазаретов. Словом, город становился огромным этапным госпиталем на 1500 коек для всего Западного фронта. Для провинциальной Вязьмы – это было проблемно.
Благотворители – братья Лютовы оказали помощь Вяземскому комитету Красного креста в решении данного вопроса. В его распоряжение они передали только-только отстроенный, но еще не открытый больничный корпус. Уже через две недели после начала войны Лютовская больница стала принимать раненых с фронта. А их обслуживать медперсоналу помогали местные жители.
Вязьмичи внесли свой вклад и в военные действия государства. Тысячи городских и сельских жителей были участниками действующей армии. Многие из них шли на войну добровольцами. А представитель купеческой семьи Лютовых Аркадий, окончив школу летчиков, на свои средства приобрел аэроплан и участвовал на нем в боевых вылетах. В одном из них он был сбит противником. Погибшего героя хоронил, можно сказать, весь город.
И таких вязьмичей, отличившихся в Первую мировую войну, было немало. Многие из них имели награды. Так, сын врача Вяземской гимназии В. Янковский стал полным Георгиевским кавалером. Неслучайно один из первых монументов в честь героев Первой мировой войны поставили в нашем городе немногим более 100 лет тому назад. На момент открытия памятника 16 июня 1916 года — в Вязьме было 80 георгиевских кавалеров. К сожалению, он был разрушен после революции. Но есть надежда на то, что памятник будет восстановлен.
Движение сопротивления в тылу врага
Великая Отечественная война – особая страница, вписанная Вязьмой в историю России. Город оказался в самом центре интенсивных боевых действий на западном стратегическом направлении. И вновь на Вяземской земле советские войска и жители города проявили массовый героизм, мужество и самоотверженность. Стоит только вспомнить о первом массированном налете немецкой авиации 31 июля 1941 года, в результате которого был разрушен железнодорожный узел. Причем противник был уверен, что это надолго… Однако сотни вязьмичей вышли на его восстановление, и через 14 часов движение поездов было возобновлено.
Враги не смогли сломить боевой дух горожан. Они вступили в партизанскую борьбу еще до оккупации Вязьмы. Так, в августе 1941 года здесь уже создавались партизанские отряды и диверсионные группы, которые направлялись во вражеский тыл. Трудно было создавать подполье во время оккупации, поскольку город был «начинен» самыми разными вражескими штабами и находился вблизи к линии фронта. Однако сотни людей, как могли, в течение всех 17 месяцев боролись с фашистами. Как правило, это были небольшие операции, которые проводились часто, нанося ощутимый вред фашистам. Подпольные группы в Вязьме действовали отдельно. Одни из них выполняли задания армейской разведки; другие были созданы бойцами и командирами, оказавшимися в окружении; третьи – местными патриотами, среди которых А. Баранова, А. Гуренкова, А. Сорокина и другие.
На территории города активно действовали подпольщики под командованием Ф.В. Шолохова. Они осуществляли взрывы в городе и на узле; устанавливали связи с военнопленными пересыльного лагеря дулаг-184, поддерживая их моральный дух, организовывая побеги; во время налетов советской авиации ракетами и световыми сигналами указывали летчикам цели для бомбежки. На железнодорожной станции действовала патриотическая группа под командованием маневрового диспетчера Я.М. Ларионова, а в деревне Жулино находился штаб отряда имени Степана Разина. Партизаны В.Н. Морозова совершали налеты на обозы противника, нарушали связь между частями врага. Большую активность проявляли отряды А.А. Петрухина и С.Е. Сергеева. Оказавшись бессильными против движения сопротивления вязьмичей новому порядку, оккупанты были вынуждены стягивать сюда карательные отряды.
***
Перелистанные страницы истории нашей малой родины стали ярким подтверждением того, что Вязьма может с честью носить высокое звание «Город воинской славы». Это был надежный «щит» для столицы Русского государства. Город принимал на себя первые удары во времена нашествий литовцев и поляков. После Вяземского сражения 22 октября 1812 года отступление наполеоновских войск превратилось в паническое бегство. В госпиталях нашего города вылечивали свои раны воины Первой мировой войны. В «Вяземском котле» «утонули» планы гитлеровцев по молниеносному захвату Москвы. Во все времена горожане-вязьмичи были надежными помощниками регулярным войскам.
Подготовила В. НИКОЛАЕВА (по материалам Вяземского историко-краеведческого музея).