Ветераны стальных магистралей

Вяземский вокзал особенный

Поезда! Поезда! Поезда! Вечно спешащие товарняки, важные пассажирские, суетливые электрички наполняют кипучую жизнь вокзала. Конечно, есть и «сонные» места, где состав два — три раза в сутки вынырнет невзначай, прокричит своё свистящее: «Здравствуйте!» — и тут же: «До свидания!». Хорошо, если притормозит на несколько минут, а то и так: пронесётся мимо, вытаращив глазищи своего локомотива.

Но вяземский вокзал особенный. Он уступает в важности своего назначения только столичным. И то — московские вокзалы работают только в одном направлении: Белорусский, Рижский, Курский, Казанский… А Вяземский железнодорожный — имеет пять лучей и распределяет свои составы в любую часть страны и зарубежья.

Вокзал много повидал на своём веку. По его перрону вышагивали царские особы; торопливо пробегали, отдавая скорые команды красноармейцы и комиссары; разрывали тишину, перекрикивая свист паровозов, овчарки, сопровождая этапированных заключённых; во времена войн грустно проползали мимо вокзала поезда с ранеными. Всякое видел вокзал. И радость побед, и горечь поражений. Радовался и смеялся вместе с пассажирами, и плакал вместе с ними.

Он и сейчас не просто созерцает происходящее на рельсах, на перроне, на платформах. Он строго и чётко выполняет все предписания людей в форменных одеждах и без них. Команды по репродуктору подаёт голос распорядителя. Прибывает поезд такой-то. Убывает… Ему, чуть тише, вторят голоса сцепщиков товарных вагонов: «Такой-то вагон направляется…». И так каждый день, каждый час, без выходных и праздников — на протяжении 150 лет.

Но работу вокзала надо организовать, отладить, наполнить строго определённым содержанием и глубоким смыслом делового бытия. Это делают люди. Сейчас работой самого вокзала руководит его начальник Марина Николаевна Жукова. Человек — неслучайный… Отлично подготовленный к такой службе. Иначе и быть не может. Подготовленный и профессионально, и жизненными обстоятельствами. А как же? Такая ответственность… Здесь дом и его заботы уходят на второй план. Вокзал – это и дом, и семья. И все, кто рядом и близко, должны, как никто другой, это понимать.

В следующем году — знатная дата. Вокзалу — 150 лет. Шутка ли? Надо, чтобы к этой праздничной дате выглядел достойно и сам вокзал, и его сотрудники, и, конечно же, начальник…

Ордена и орденоносцы

В 1970 году Указом Президиума Верховного Совета СССР за выдающиеся достижения в обеспечении перевозок и успешное освоение тепловозной тяги коллектив Вяземского локомотивного депо награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Вяземский железнодорожный узел — сложное предприятие. Как говорится, государство в государстве. Посудите сами, он включает в свои структурные подразделения станцию Вязьма, вагонное депо, дистанцию пути, участок энергоснабжения, дистанцию сигнализации и связи. Узел имеет или имел свою строительную организацию, участок озеленения, комбинат бытового обслуживания, магазины, спортивные сооружения, поликлинику, профтехучилище. Вязьмичи помнят, каким спросом пользовались железнодорожная баня и больница. В конце прошлого столетия из 34 тысяч трудоспособного населения в Вязьме семь тысяч человек работали на железной дороге. То есть, каждый пятый…

Но ведущим коллективом на железнодорожном узле является локомотивное депо. Золотыми буквами в историю предприятия вписаны фамилии его работников. В 1959 году за выдающиеся успехи в труде было присвоено звание Героя Социалистического Труда В.Н. Прудникову. В ремонтном цехе депо токарем работал герой обороны Брестской крепости В.Д. Горчаков, мастером цеха подъёмочного ремонта паровозов — участник Сталинградской битвы М.З. Пожарицкий. Об этом приятно вспомнить накануне 75-летия Великой Победы.

Особенно больших успехов коллектив локомотивного депо добился, когда его возглавил заслуженный работник железнодорожного транспорта, почётный железнодорожник Юлиан Иосифович Рауданик. В 1970 году было закончено строительство нового цеха технического осмотра паровозов. Но ещё большая задача была выполнена, когда электрифицировали участок железной дороги Можайск – Вязьма – Орша и работники освоили все виды деповского ремонта электровозов. Начальник Вяземского локомотивного депо Ю.И. Рауданик, которое он возглавлял с 1955 по 1981 годы, был награждён орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом «Знак Почёта» и многими медалями. Это он вывел локомотивное депо в число лучших транспортных предприятий Московской железной дороги.

…Сегодня на скоростном поезде «Ласточка» за два часа можно домчаться до Москвы. Но тот, кто строит «здание» жизни знает, что его прочность и долговечность зависят от заложенного фундамента. И мы благодарны работникам Вяземского железнодорожного узла, в то непростое для нашей страны время выполнившим работу, которой они заложили надёжный фундамент будущего, где прочными материалами служат труд людей и сама их жизнь.

Бескомпромиссный…

Вспоминая кинофильм «Коммунист», где главную роль сыграл актёр Евгений Урбанский, я невольно сравниваю с персонажем этого фильма человека, которого встречал в своей жизни, — с начальником ПМС-307 Александром Григорьевичем Трукуновым. Явно не всегда и не всем будучи угодным, он выполнял должностные обязанности «от и до», но при этом заставляя так же, относиться к работе и своих подчинённых.

Александр Григорьевич иногда напоминал старшину роты в каком-нибудь военном подразделении, который ходит с белым носовым платком и проводит им «то там, то сям» по предметам, придираясь к тому, что с них не идеально удалена пыль. Ладно, с вещей… Но когда это закопчённые, перекопчённые путевые машины! И  когда даже под инструмент и ключи для ремонта техники нужно было положить безукоризненно белый лист писчей бумаги, то это казалось безрассудным.

Но это только на первый взгляд. Философия начальника была логична и оправданна. А если такой сор, только крупнее, будет лежать на рельсах?! Авария! Человек во всём должен быть предельно аккуратен и профессионален. А к своей работе, которая ему даёт средства, обеспечивающие жизнь, он должен относиться с огромным уважением. Даже — с любовью! Вот и поспорь с кандидатом технических наук А.Г. Трукуновым на этот счёт! Не поспоришь. Ну, а кому понравится такой порядок? Тем более, когда поддерживать его приходится не кому-нибудь, а самому…

Подведение итогов о проделанной работе тоже готовилось и проводилось основательно. Приглашались лучшие коллективы художественной самодеятельности. На оборудованном футбольном поле проводились спортивные соревнования. Ну и, конечно, чтобы в газете было написано о жизни, которая бурлит в ПМСе. Что ж, железная дорога требует и железной дисциплины, и с этим не поспоришь.

Наверное, так оно и есть. Времена меняются. И немногие уже показывают пальцем в сторону Запада или Америки, восхищаясь, что, дескать, там-то оно лучше, понимая, что это «лучше» не прилетает с других галактик, а достигается трудом, иногда трудом тяжёлым и не всегда благодарным. Поэтому, оглядываясь назад, в прошлое, мы и начинаем понимать, что у нас не всё было плохо, а там, куда мы показывали пальцем, не всё было и есть сейчас хорошо.

Врач по профессии – лекарь по призванию

Иван Яковлевич Солдатенко

Я назвал бы его — Божий человек. От Ивана Яковлевича Солдатенко исходила какая-то святость. Он посещал все храмы города, но предпочитал Введенский. Когда я его видел в каком-либо храме, мне казалось, что Иван Яковлевич становится в ряд иконных изображений.

Маленького роста, с седенькими редкими волосами, он выглядел, как Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских чудотворец, и внутренне походил на этого святого. Мог оказать помощь, и оказывал её каждому, кто обращался к нему за этим. Причём эта помощь была не финансовая, а словесная. Слово шло откуда-то и было явно Божественного происхождения.

Он знал Евангелия, священные писания. Обладая великолепной памятью, мог читать наизусть псалмы. Но в беседе использовал этот дар избирательно. Иван Яковлевич не говорил. Он врачевал словом. Да и по профессии был врачом. Окончил медицинское училище, затем — медицинский институт. Судьба направила его сначала заместителем главного врача в центральную районную больницу, а затем — главным врачом железнодорожной больницы, где и проявился его незаурядный талант — лечить словом. И не только пациентов, но и опытных врачей…

Как вести с себя с больными людьми, от Солдатенко узнали такие известные в городе врачи, как Владимир Сергеевич Андреев, Татьяна Иосифовна Дубнярская. Он мог вложить в душу человека веру в исцеление. И когда ситуация оказывалась сложной, а, бывало, и безнадёжной, Иван Яковлевич, зная, что как врач уже не может ничем помочь, помогал словом. И человек вставал и шёл к жизни, опираясь на веру, которая, как
известно, умирает последней.

Когда люди рассказывали политические анекдоты, он останавливал их, вразумляя: «Подождите, настанет время, когда вы с сожалением будете вспоминать, как попирали то, что полито кровью и потом наших предков». Политические предвидения сочетались в нём, как само собой разумеющееся. Иван Яковлевич Солдатенко не спорил, не читал лекции. Он говорил, вынимая из себя убедительные слова, призывая к покаянию, а, значит, и спасению. Говорил спокойно, убедительно, не давая повода усомниться в высокой правде его слова.

Конечно, работа главврача заключалась в том, чтобы железнодорожная больница была обеспечена современной техникой, продуктами питания, короче, всем необходимым для стабильной и профессиональной работы. И.Я. Солдатенко и в этом преуспевал. Рождённый
на Брянской земле, он прикипел всем сердцем к Вязьме. И когда ему предложили должность главврача в санатории «Пржевальский», отклонил это предложение. Он остался в Вязьме, не только воскрешённый в нашей памяти, но и примером, призывающим к духовно здоровой жизни. Пусть он таким и остаётся в наших сердцах: главврач по профессии и духовный лекарь по призванию!

Александр Клименков.