Родители часто обращают внимание на большие успехи детей — победа на соревнованиях, диплом с конкурса или призовое место. Но ведь настоящая радость кроется в мелочах: когда ребёнок нарисовал первый домик, научился держаться на воде или собрал сложный паззл сам, без помощи взрослых.
А теперь представьте, если бы эти маленькие и большие победы не растворялись в суете будней, а находили своё место на специальной «Стене славы». Это не просто украшение комнаты — это мощный инструмент, который помогает ребёнку осознать свою ценность и гордиться собой.
Так считает педагог Андрейковской средней школы Вяземского района Вера Михайловна Королева. Секретами непростого учительского мастерства она делится в своей статье.
Кто из детей в начально школе не мечтал стать учителем? Такая мечта была и у меня. Я почему-то была уверена, что буду самым добрым учителем, это мне казалось самым главным.
С благодарностью вспоминаю свою первую учительницу Черепанову Любовь Владимировну. Она была очень активным и позитивным человеком. Помню, как мы пели «на азербайджанском языке: «Джип джип джу джа ля рим», как на летней площадке ходили на речку и играли в «Флаги».
Я с детства очень любила читать, и директор нашей маленькой деревянной сельской школы в д. Булгаково выдала мне ключ от школьной библиотеки, которая вся умещалась в большом шкафу в коридоре. После третьего класса я перешла в школу в поселок Темкино, куда добиралась на велосипеде или на попутках, как и все дети.
В старшей школе я всегда с пониманием относилась к работе учителя, осознавая, как не просто приходится педагогам с нами. Очень важным был опыт, который мы получали на Дне самоуправления. Самое страшное это, наверное, было, когда мне дали вести физику в своем классе, а я, как не билась, так и не смогла сама понять тему.
Поступать в Смоленский педагогический университет решила на специальность учителя русского языка и литературы. Была уверена, что литературу сдам, потому что по-прежнему была лучшим другом всех библиотекарей и читала в огромных количествах. В институте с огромным удовольствием погрузилась в мир русского языка. Фонетика, словообразование, старославянский язык, за каждым словом стоял целый мир. Не меньшее впечатление на меня произвела классика зарубежной литературы, которую до этого
почти не знала.
Однако, с кем бы я не знакомилась, все почему-то предполагали, что я учусь на учителя начальных классов. Так и сложилось. После университета почти сразу пошла работать в Андрейковскую среднюю школу. Недолго проработав в старших классах с подростками, поняла, что мне легче с ребятами помладше. Перешла в начальную школу, работала в группе продленного дня
и вела уроки.
Для меня особая радость, когда после долгой и кропотливой работы, дети начинают сами читать и писать. Я очень благодарна своим коллегам, учителям начальной школы, за то, что к ним всегда можно было обратиться с любым вопросом. После института некоторое время было чувство растерянности, но мои коллеги с терпением и доброжелательностью мне помогали и объясняли тонкости педагогической профессии.
Первый год, каждый раз, когда я вставала у доски, перехватывало от страха дыхание, словно раз за разом выходишь на сцену. А ученики очень требовательные «зрители». Очень важно, чтобы каждый урок был усвоен, особенно в начальной школе, потому что мы закладываем базу всем будущим знаниям.
Работа учителем требует огромной подготовки. Хорошо помню слова своих педагогов в университете: «Чтобы хорошо объяснить, учитель должен знать в десять раз больше, чем ученик». Часто пользуюсь и другим правилом, вынесенным из университета: «Если ученик может объяснить и доказать свое мнение, значит, он прав». Еще одним открытием для меня стало, что лучший способ, что-то изучить — начать это преподавать.
Работа учителем очень много дала в личном росте, я научилась легко и свободно говорить на любую тему и выступать перед большим количеством людей. Могу спланировать и провести мероприятие, без всяких затруднений работаю с большим объемом информации. А еще любую сложную тему могу объяснить самым простым языком.
Но все-таки в большей степени я чувствую себя не учителем, а воспитателем, тем, кто направляет естественный рост и развитие ребенка, поддерживает его начинания. Я точно знаю, что каждый ребенок очень талантлив и ценю красоту первых неловких детских рисунков и сочинений, в каждом из них живая душа. Мне хочется, чтобы родители и учителя больше обращали внимание на успехи своих детей,
а не на неудачи.
Честно признаюсь, что есть у меня в школе и любимчики, обычно это дети с проблемами или из неблагополучных семей. Мне очень хочется их поддержать, и это не жалость. Горжусь тем, что в таких сложных условиях, они смогли сохранить в себе хорошее, остаться добрыми, старательными, тонко чувствующими. Понимаю, что то, что я для них делаю — это маленькие крохи, но надеюсь, что семена добра дадут ростки в их душе.
Быть педагогом — это вообще очень кропотливая работа. Раз за разом, день за днем, ты вкладываешь силы. Порой ждать результата очень долго. Лучшая и самая драгоценная награда — это открытки, которые нам иногда спонтанно рисуют и дарят дети, когда им хочется выразить свои теплые чувства.
Главная трудность для меня в школьной работе — это то, что иногда не хватает сил, чтобы провести время со своими детьми дома. Но как ни странно, мое хобби сейчас тоже связано с работой с детьми. Совместно со своими друзьями провожу мероприятия для подростков и молодежи, на которых они могут пообщаться в неофициальной обстановке, найти себе друзей по увлечениям, раскрыть свои таланты.
Благодаря проекту « Фандом Вязьма» я поняла, что подростки бывают очень организованными и ответственными, когда дело касается того, что им на самом деле нравится. Они очень серьезно подходят к репетициям, тщательны в подготовке своих выступлений, помогают с организацией мероприятий.
С этого года я работаю в нашей школе вожатой и являюсь куратором «Движения Первых». Мне нравятся активисты нашего движения. Когда все скорее спешат домой, эти ребята идут в начальные классы и занимаются там с младшими школьниками, учат танцы, готовят мероприятия.
Приятно видеть таких вдохновленных и активных ребят! Они заряжают своей энергией.
Вера Королева.