Довоенный букварь
Первого сентября мы пошли в школу. Сентябрь и первые тёплые дни
октября учились в парке под липами, разместившись кто на чём кружками на лужайках, посреди аллеи. Было семь классов.
Самодельные доски были прибиты прямо к липам. В каждом классе были все переросшие за годы войны дети. В нашем первом классе были ребята и девочки от 8 до 12 лет и даже старше. Книг и бумаги не было. Довоенный букварь был один на весь класс. Дисциплина в классе была строжайшая. Учительницу, Александру Николаевну Соколову, слушали, затаив дыхание. Она нам была самым дорогим человеком. К концу октября отремонтировали бывшую больницу. Жители к осени перешли жить в свои землянки на пепелищах. Какая это была памятная школа. Длинные столы и скамейки были сколочены из бортов трофейных автомашин, классными досками служили листы железа, найденные на развалинах церкви и прибитые к стене напротив единственного застеклённого окна. Прислали недостающих учителей. Учились в две смены. В школе был военный порядок и дисциплина. Первого директора Александра Ильича Кириллова уважали не только ученики, но и все в округе. Он был демобилизован с фронта по ранению руки, участник обороны Брестской крепости в 1941 году. Какая это была прекрасная первая школа! Первая учительница учила нас не только грамоте, а и тому, как мужественно переносить горе и страдания от голода и частых похоронок. Похоронки приходили с разных сторон: с Курска, Орла, Смоленска, Волхова. Не меньше горя приносили письма, в которых сухие строчки сообщали: «Ваш муж такой-то фамилии, такого-то звания пропал без вести в боях под Минском, Вязьмой, Москвой или каким-либо другим городом, деревней, высотой». Одно горе отличалось от другого только маленькими надеждами. 7 ноября 1943 года принимали первых пионеров. Клятву давали у могилы Лёни Афанасьева, нашего друга и ровесника, убитого немецким снайпером во время разведки. Галстуков не было, пионерам вручали самодельные из картона красные звёздочки с надписью в середине «Пионер».
Из воспоминаний Н.Н. Прокофьва.
Школьная жизнь
А другой жизни я и не знаю. Посудите сами, дом наш стоял у дороги, по которой дети ходили в школу и из школы. И сколько себя помню, всегда завидовала девчонкам, которые в белых фартуках шли первого сентября на праздник знаний. А когда сама пошла в школу, гордилась белым фартучком, нарядными бантами, звёздочкой октябрёнка, галстуком пионера, значком комсомольца. Вопрос даже не стоял, кем я буду. Только учителем!
И закончив
Смоленский педагогический институт, вернулась, в родное Кайдаково учителем
русского языка и литературы. Непривычно было, когда в деревне стали называть по
имени и отчеству. Но это была высокая оценка, не мне лично. Такая оценка была
учителю не только в сельской местности, а повсеместно. Оценивался высоко и труд
педагога, и его знания, и его статус. Как и прежде, мимо нашего дома шли
ученики, но я этого не могла видеть, потому что раньше всех уходила в школу,
чтобы подготовиться к урокам, встретить своих подопечных, подготовить класс к
занятиям. Школа находилась не в Кайдакове, а в километре от деревни, на горке,
возле деревни Выползово. В ней учились как ученики из Кайдакова, так и из
соседних деревень. Располагалась она в высаженных под каре ёлочках, которые
росли год от года выше и выше, превращая школу в благоустроенную школьную
усадьбу. Это всё было сделано руками учеников и учителей. Субботники, работа на
совхозных полях, уборка картофеля были привычным делом. Часто дети работали
вместе с родителями. Но время не стояло на месте, в Кайдакове было решено
строить свиноводческий комплекс, а вместе со строительством сельскохозяйственного
предприятия планировалось строительство новый школы, детского сада и вообще
благоустроенного посёлка со всей для него необходимой инфраструктурой. Я в это
время работала уже завучем, очень привыкла к старой деревянной школе и с трудом
представляла себе переезд в новое здание. Мне думалось, что это будет нескоро и
не со мной. Но случилось это вскоре и так, что мне пришлось взвалить на женские
плечи все тяготы обустройства новой школы и новой жизни в ней. Я неожиданно для
себя была назначена директором общеобразовательного учебного заведения. И мне
трудно было представить, что школа потребует других знаний, другого опыта
преподавания и жизни. Задачи, которые ставило время, — подготовить
профессионально и морально выпускников школы для работы в родном селе, на
свиноводческом комплексе, который строился рядом. Для этого мы создали совхоз
«Спутник». Что он из себя представлял? Дети с четвёртого по седьмой классы
после занятий в школе работали на кролиководческой ферме. С седьмого класса шли
на конюшню, где занимались не только верховой ездой, но и ухаживали за
лошадьми. А 9 и 10 классы работали на свиноводческой ферме и получали
заработную плату. Иногда она превышала заработную плату родителей. Шефом от
совхоза была определена Зоя Кирилловна Рожкова — знатный орденоносец —
свиновод. Напомню, что это были восьмидесятые годы. Сейчас это представить не
только трудно, но и невозможно. Но тогда это всё было в режиме реального
времени. Легко об этом рассказывать, а в то время это нужно было всё сделать. Совхоз
«Днепропетровский» и его руководство способствовали работе совхоза «Спутник».
Так, в здании старой школы была размещена конюшня. Совхоз закупил лошадей
русской верховой породы. А вот под кроликоферму приспособили помещение старого
детского сада. Свиноводческие фермы были в специально оборудованных помещениях.
В школе преподавали экономику. В Смоленской области первый компьютерный класс в
сельской школе появился у нас. Жизнь била ключом. Был создан музей. Возле
мемориального комплекса Поле памяти проводились праздники «Первой борозды»;
«Нового урожая». Школа во всех мероприятиях принимала активное участие. К
сорокалетию со дня Победы в Великой Отечественной войне был зажжён «Вечный
огонь». Казалось, что мы осваиваем какое — то неведомое пространство. Готовимся
покорять космос. Но что-то вдруг сломалось. Для меня многое стало необъяснимо,
непонятно. От этого появилась усталость. А потом — желание уйти и не мешать
работать другим, более информированным и современным педагогам и организаторам
учебного процесса в школьной жизни. Прошло время. Сейчас я преподаю по-прежнему
в школе русский язык. Давно на пенсии. Но сидеть дома не могу. Где-то внутри
возле самого сердца к началу нового учебного года начинает звенеть школьный
звонок. И я, пленница этого волшебного звука, иду безропотно в школу, где много
компьютеров, интернет — доски и мобильные телефоны. Детей возят на специально
оборудованном автобусе. Но вечером, когда я проверяю тетрадки, возле окна мне
видится зыбкий рассвет и идущие в школу дети: мальчики с приспособленными
военными сумками через
плечо под ученические ранцы и девочки в белых нарядных фартучках. Наверное, я
очень старая и несовременная. Но другой я уже быть не смогу
и не желаю быть.
В. Федченко.
Судьба – быть учителем!
Работа в школе для кого-то покажется неинтересной. Преподавание по кругу одних и тех же предметов. Но если взглянуть на каждого ученика в отдельности, то это уже не один из класса или даже из школы, а один — единственный и суверенный, как государство вселенского масштаба со своими границами, культурой, языком, традициями и, конечно же, особенностями, присущими только одному ему.
Познать этот мир невозможно, остаётся только принять его таким, какой он есть. Я не могу похвалиться, что у меня большой опыт работы в школе. Тем более, что работа учителя физической культуры своеобразная. И, кажется, личность оценивается по способности сдать нормы ГТО или прыгнуть в длину. Но когда берёшь классное руководство, то уже не они — твои ученики сдают нормы, а ты сам постоянно тренируешь свои способности по общению с ними, такими разными и интересными. Мне казалось, что мой бывший класс дал мне столько опыта, что пора остановиться и отдохнуть. Класс был непростой, кадетский, экспериментальный. Мы с ним объездили половину Смоленской области, покоряли Москву. Было всё: и победы, и разочарования. Но начался новый учебный год, и у меня появился новый класс, пятый. А это уже новая жизнь, новые горизонты и то, что за ними. Всегда интересно узнавать что-то новое. А главное, что для этого не надо ехать в другие страны. Зачем? Если эти страны рядом. В твоей родной школе. Только присмотрись, и для себя откроешь столько, что будешь благодарить судьбу за то, что она подарила тебе возможность быть учителем.
Т. Демченкова,
средняя школа №4 им. А.Б. Михайлова.