Деревня меняется. Мы её стараемся вдавить в старое клише, но ничего из этого не выходит. Нужна новая стратегия развития деревни, где она, сохранив в памяти прошлое, предстанет в современном виде с перспективой на будущее.
Вспоминается почему-то та деревня-труженица, где преобладал крестьянский тяжёлый труд, от которого мы не можем оторваться. Мы — это те, которые не испытали этот труд полевода и животновода. А те, которые в послевоенное время стремились накормить страну, ушли в мир иной, и огромное им спасибо за тот подвиг, который они совершили в тех условиях, когда не было механизмов и автоматики и страна восстанавливала промышленность из руин руками. Не было заводов, которые производили необходимую технику, а если они и восстанавливались, то в первую очередь для того, чтобы обеспечить страну средствами обороны. Страх перед войной, более страшной, чем пережили люди, заставлял терпеть лишения, отдавать последнее, чтобы защитить себя перед новой угрозой. А враг, который заставлял напрягать силы и направлять их на оборонку, был силён. Он не пережил блокад и разрушений. Он сохранил людской потенциал. Их страны были привлекательны и имели тот лоск, которого не имели наши разрушенные войной города и сёла. Фронтовики, вернувшиеся с войны, без передышки приступили к работе в послевоенных условиях, где кайло и носилки были орудиями труда. Многие лучшие и сильные не вернулись с войны. Нужно было восстанавливать разрушенное хозяйство в тех условиях нужды, в которых оказалась страна, принявшая на себя основной разрушительный удар фашизма и его приспешников. Коммуналка, деревянный сруб или барак были местом проживания послевоенного поколения. Огромные пространства невозможно было соединить асфальтированными магистралями. Но к концу восьмидесятых годов началось строительство новых перспективных зданий и сооружений на селе. Окрепла промышленность в городе. Казалось, что ещё немного, и всё встанет на свои места. Но строительство заменили перестройкой, которая началась в сознании людей и погубила не доведённое до конца дело. Понадобилось добрых два десятка лет, чтобы оценить произошедшее и приступить к созданию будущего. А оно, несомненно, у деревни есть…
О современных селах: Вязьма-Брянском сельском поселении, Новом Селе и Селе Ризское читайте в газете «Вяземский вестник №28» от 16.07.2020.
Александр Клименков.